Деловая газета «Взгляд» 3 ноября 2017

Рэп — новый вектор протеста

Фото: @miron.official
Совсем скоро российская аудитория окончательно устанет от звезд, годами не меняющихся на голубом экране в новогоднюю ночь, и продюсерам придется с этим считаться, пытаясь найти новые лица. Рэп может стать станет массовой коммерческой музыкой. В стране изменился жанр протеста, его звучание и вектор.
Если в 90-х стадионы собирал Виктор Цой и каждый второй участник фестиваля «Нашествие», то сегодня это делают рэперы, и тот факт, что в «Олимпийском» в ноябре с разницей в день выступают Тимати и Оксимирон, лучшее тому подтверждение.
Они завоевывают новые площадки, достаточно вспомнить миллионные просмотры роликов на Youtube и баттл все того же российского рэпера Оксимирона с американским музыкантом Дизастером в США.
К тому же, рэп-исполнители весьма открыты к общению в соцсетях, и часто ведут диалог с прессой и поклонниками без пресс-секретарей, в отличие от старой школы музыкантов.
Эта нарочитая расслабленность позволяет им быть сегодня на острие актуальности, что само по себе кажется оксюмороном. Музыканты на пике популярности могут пропасть на год, чтобы найти музу, и, вернувшись, продолжить работу — собрать стадион и выпустить популярнейший клип.
Что характерно, тексты все те же, что и 25 лет назад: о том, что главные ценности внутри и их не вытравить, о политике и правде, о любви и одиночестве (тут сложно придумать что-то новое), а вот музыка изменилась совершенно.
Теперь в моде минимализм и внежанровость.
Похожую музыку можно услышать в любом приличном лаунж-кафе, она мелодична, но не запоминается совершенно, служит фоном. Отсюда логичная ставка на тексты, их глубину и смысл, ритмику рифм, нестандартные приемы.
К тому же стереотипы внешности новых звезд тоже отсутствуют. Здорового, спортивного белозубого красавца с шестью кубиками среди реперов вы не найдете, часто они выглядят, как подростки из соседнего подъезда. Но это не мешает многотысячной армии поклонниц Weekend и Drake млеть от их песен.
Один из самых популярных исполнителей, работающих на стыке рэпа хип-хопа, поп и рок-музыки Post Malone, несмотря на миллионные гонорары, выглядит как человек, которому очень не хватает встреч со стилистом и стоматологом, но, судя по всему, его это не смущает.
Как мы в 90-е сублимировали свое желание свободы с помощью музыки, так и сегодня мы пытаемся быть космополитами и не напрягаться. А для этого достаточно перейти на спокойную фоновую музыку с четким ритмом и интересным смыслом, а все рюши в виде сложных соло убирать.
Совсем скоро российская аудитория окончательно устанет от звезд, годами не меняющихся на голубом экране в новогоднюю ночь, и продюсерам придется с этим считаться, пытаясь найти новые лица. Рэп станет массовой коммерческой музыкой, и тогда уже ему на смену придет какой-нибудь новый протестный формат.
Виктория Федотова, журналист
Комментарии
Читайте также
Manizha и Billy’s Band — участники Roof Music Fest
У СБПЧ вышел дикий клип на песню «Африка»
Группа «Танцы минус» выступит на крыше
Кристина Агилера спела в метро Нью-Йорка