7 ноября 2017, Коммерсант

«Эта музыка будет вечной»: «Наутилусу» — 35

Вячеслав Бутусов отметил в Санкт-Петербурге 35-летие «Наутилуса»
Спев еще в 1980-х строчку «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки», Вячеслав Бутусов вряд ли задумывался, что однажды она окажется чем-то вроде его творческого кредо. Батарейки, или, точнее, музыканты, так и меняются, а с ними и музыка. Едва распустив «Ю-Питер», Бутусов набрал новый состав и немедленно обратился к тем самым вечным песням. Группе «Наутилус Помпилиус» в этом году исполняется 35 лет. В ближайшем будущем должен выйти сборник «Гудбай, Америка», в котором главные песни «Наутилуса» обещаны в новых версиях. Бутусов же с новыми музыкантами сейчас дает концерты, на которых можно примерно понять, какими могут оказаться «старые-новые» вещи. Макс Хаген присоединился к аншлагу в БКЗ «Октябрьский».
Воссоединение «Наутилуса» — чем дальше, тем более туманный вопрос, но реюнионы и ветеранские объятия на сцене здесь уже и не очень-то нужны. Легенда может легко оставаться легендой, а для концертов хватит и ее лидера. Предположительно, у собранной заново группы Вячеслава Бутусова появится какое-то собственное название, но, кажется, и оно не слишком обязательно. Его образ и главенствующая роль все равно оказываются настолько самодостаточны, что, как ни называйся, все равно ассоциации будут только с ним. И само собой — с достижениями прошлого. 35 лет «Наутилуса» — дата хоть и полукруглая, но вполне повод эти достижения вспомнить, тем более что публика такие мероприятия встречает с неизменным восторгом. Сам же Вячеслав Бутусов, подобно этой музыке, тоже остается вечным — лишь слегка поседели виски да прибавилось сдержанности.
В теперешнем сет-листе собрались почти сплошь хиты «Нуатилуса» — что ни песня, то знакомая наизусть чуть не с детских лет. По экранам со всех сторон сцены шло прихотливое и четко попадающее в тему видео. «Эта музыка будет вечной» — старый телевизор показывает еще советскую концертную нарезку. «Зверь» — фильм «Брат», ужатый до пяти минут. «Казанова» — механическое сердце и какие-то летучие ведьмы со старинных гравюр. «Скованные одной цепью» — компьютерные бесконечные цепи голосующих и указующих рук, под конец песни прилетающих в зрителя уже кулаками. Здесь же возник и более человеческий намек. Как только песня завершилась, руки-цепи-кулаки сменились портретом Ильи Кормильцева, с которым история «Наутилуса», как ни крути, точно так же скована намертво. Во втором отделении концерта кроме экранов над музыкантами повис и надувной шар с теми же проекциями; вроде бы ход не слишком сложный, но впечатление производит очень выпуклое.
Переработки «Наутилуса» в ряде случаев, как ни странно, оказывались мягче, чем можно было предположить. Там, где когда-то был довольно обширный состав, сейчас играет обычная рок-группа с «добавками» — и аранжировки закономерно становятся разряженнее или проще. В одних случаях это было к лучшему, и гитаристу Вячеславу Супруну оставалось только работать с пространством и хрупкими как хрусталь партиями в «Утре Полины» и «Бриллиантовых дорогах». Рок-варианты «Дыхания» и «Титаника», наоборот, были несколько лобовыми. Частично новые версии были и слегка ускорены. Так, «Синоптики» превратились в резвую «латину», «Бриллиантовые дороги» стали прямее и получили некоторый электронный флер. «Доктор твоего тела» и вовсе прозвучала почти как качественная эстрада 80-х; где-то здесь вспоминался совсем не «Наутилус», а, например, Лайма Вайкуле. А если раньше песня «Люди» была нервным отказом от окружающего общества, то в новом виде подрастеряла экспрессию и даже изначальный смысл: получилась ровная и даже симпатичная поп-вещь с соло на трубе. В тексте же под стать ровному ритму вдруг зазвучало просто горьковатое философское успокоение — есть такие люди, и ничего не поделать.
Как можно было видеть раньше, по большим юбилейным поводам Бутусов проявляет изрядную выдумку с гостями. На сцене появлялись джазовый трубач Вадим Эйленкриг (в «Людях» и «Синоптиках») и даже настоящие эквадорские индейцы Хосе и Альберто — со всеми полагающимися перьями, флейтами и погремушками. Заморские музыканты получили сольные партии в «В прогулках по воде» и «На берегу» и внесли долю экзотики и некоторого сюра, грамотно подсбив хитовый пафос. Более старые и даже совсем неожиданные вещи были отданы детскому хору Петербургского радио и телевидения. Так, в его исполнении прозвучали песни «Сестры печали» и «Большое сердце» из альбома «Яблокитай» 97 года, а под конец — абсолютный раритет, «Ястребиная свадьба» аж 83-го. «Детские» версии с их одухотворенностью хоть в церкви исполняй на каком-нибудь благочестивом концерте.
Религиозные обертоны, впрочем, звучали в БКЗ и более очевидным образом. Перед началом действа на экране прошли строчки из Первого послания к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий…» В конце же сам Бутусов процитировал преподобного Силуана Афонского: «Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо „Царствие Божие внутри нас“». Из зала доносились ответные «аллилуйя!» и «аминь!». Со все более глубокими личными обращениями Бутусова к вопросам веры и Бога в последнее время остается только гадать, каково ему тащить свое музыкальное бремя. Здесь, пожалуй, должны быть и своего рода смирение и воля, чтобы, оставаясь в пределах своего мировоззрения, работать с песнями, которые с тобой по сути срослись. И что бы с тобой ни происходило, манифесты «Хлоп-Хлоп», «Скованные» и «Шар цвета хаки» так и не теряют актуальности и востребованности у публики — пусть даже, от греха подальше, ты не будешь петь слово «черт».
Под конец был прибережен простейший и сильнейший драматургический момент. Явление «Наутилуса» в одном лице завершилось отнюдь не хитовой и ожидаемой «Гудбай, Америка» — это, пожалуй, было бы слишком просто и даже пошловато. Самым последним номером на бис кроме «Князя тишины» стала душераздирающая песня «Черные птицы». И это вдруг оказался едва ли не самый прочувствованный момент концерта. Ее исполнение — после всей музыкальной и визуальной роскоши — просто под гитару буквально выливало ведро ледяной воды на притихшую публику. Смыслы можно было вылавливать бесконечно: преходящая слава, отказ от короны и всего, что ты видел. Не выходя из контекста «Наутилуса», Вячеслав Бутусов как специально отчеркнул все, что происходило буквально минутами ранее.
Вячеслав Бутусов Илья Кормильцев Лайма Вайкуле Концерты
Оставить комментарий

Главное по темам

Горан Брегович сыграет в честь российских женщин

Вчера, 16:24

Гимн социопатии от Ромы Зверя

Вчера, 12:59

Рома Зверь обнажился для нового клипа

24 февраля 2018

Трой Сиван раскрыл тайну своего нового дуэта

24 февраля 2018

Zdob şi Zdub везут в Россию новый альбом

22 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

«Матильда» понравилась избранным

Депутаты Госдумы похвалили фильм Алексея Учителя

Что делает голый русский в Европе?

Европейцы издеваются над собой, но меняться не собираются

За «Матильду» ответят все

Лидер организации «Христианское государство» задержан из-за призывов сжигать кинотеатры

«Он любовник из любовников»

Жизнь, любовь и смерть Марины Цветаевой в вещах, фотографиях и документах

Названа дата выхода продолжения «Пятидесяти оттенков серого»

Писательница Э. Л. Джеймс назвала в инстаграме дату выхода своей новой книги. Джеймс — автор романов «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».

Фоторепортажи