Ещё
Билеты в кино
Монстры на каникулах-3: Море зовет
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Небоскреб
Боевик
Купить билет
Человек-муравей и Оса
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Русалка. Озеро мертвых
Мистика, Ужасы
Купить билет

Скрипач Даниил Коган: в Эстонии спокойно и глубоко 

Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 11 янв — Sputnik, Ирина Тихомирова. Поводом визита в Эстонию Даниила Когана стали рождественский концерт и запись инструментальных произведений для нового диска, посвященного музыке эпохи барокко, которая создавалась в тот же исторический отрезок, когда строился архитектурно-парковый комплекс Кадриорг.
— Для концерта вы совместно с другими музыкантами подготовили шедевры Иоганна Себастьяна Баха, произведения Антонио Вивальди, а также музыку Алессандро Марчелло. На чем основывался выбор программы для новогоднего концерта?
Минкульт раздаст более миллиона евро музыкантам Эстонии >>
— Идея эта не моя. Так совпало: организаторы опирались прежде всего на то, что это начало года — хорошее время, праздник, в том числе у православных людей, живущих в Эстонии. Основной повод — трехсотлетие дворца Кадриорг, основание которому положил Петр I. Поэтому знаково, что приехали из России и артисты, — все взаимосвязано. А что касается репертуара — это прямая связь, потому что мы выбрали музыку той эпохи, когда дворец был построен.
— Известно, что для записи диска барочной музыки вам было интересно использовать акустику Кадриоргского дворца, его парадного зала. Эта акустика действительно так хороша?
— В этой музыке — да! Если мы говорим о произведениях, написанных для педальных инструментов — для фортепьяно, или для современной скрипки, или когда на струнных играют современными приемами, — не совсем. А если играть барочную музыку, то этот зал очень хорош: большой, при этом очень звонкий. Барочная музыка, по сути, писалась для исполнения в таких помещениях.
Кадриоргский дворец поздравит с Рождеством музыкой барокко >>
— Есть ли у вас уже опыт записи музыки в подобных залах?
— На самом деле, я люблю музыку записывать в залах и не люблю — в студиях. Студия — это симуляция концертного зала, а в условиях симуляции чуда произойти не может! Создание ощущения зала при помощи компьютерных эффектов — это уже не то. Все старые мастера, именно при ограниченности технических возможностей в прошлом, в основном писались, конечно же, в залах — это создает совсем иной эффект. А касательно таких старинных залов в исторических зданиях, как парадный зал Кадриорга, — я в подобных уже играл, я знаю их особенности. В Италии их много, например, в Сиене, во Франции, Польше — то есть любой замок, которому триста лет.
— Сейчас в вашем распоряжении уникальная скрипка мастера Гварнери дель Джезу. Насколько мне известно, подобные раритеты вывозить за пределы РФ, даже для гастролей, запрещено законодательно.
— Уникальные старинные музыкальные инструменты по российским законам запрещено вывозить за пределы страны и даже для выступлений, но есть одна оговорка: если они являются собственностью Российской Федерации, то есть принадлежат государству. Но моя скрипка щедро дана мне в пользование спонсорами. Это AVS Group, которая базируется в Екатеринбурге.
— Будет ли при воспроизведении диска понятно, что вы играете на уникальном инструменте с исключительным звуком?
— Нет, скорее всего. Профессионал, я думаю, поймет, что музыкант играет на хорошей скрипке. Но ведь слушателя всегда можно обмануть: бывали случаи, когда скрипач — гениальный, он может играть и на не очень хорошей скрипке, но все равно будет казаться, что он играет на очень хорошем инструменте, тем более на записи. Запись, особенно в таких помещениях, как зал дворца, — такое дело, что отражение придает звуку определенный тон — красоту и панораму, которая в «сухих» залах не возникла бы. Появляются обертоны, объемное звучание инструментов. Но действительно скрипка, на которой я играю, красоты звука не лишена, поэтому, я думаю, это будет слышно.
— В записи музыкального диска в Кадриоргском дворце принимали участие эстонские солисты: клавесинист Эне Наэль и виолончелист Ааре Таммесалу, а также ансамбль «Солисты Кадриорга». С этими эстонскими артистами вы работаете впервые?
— Нет, ведь это сборный ансамбль. Я по крайней мере с двумя из них играл уже три раза.
Музыканты в Старом городе: от гения до профессионалов >>
— Та музыка, которую вы исполняли в Кадриоргском дворце, является ли она приоритетной в вашем репертуаре?
— Барочную музыку я играю довольно редко, хотя и люблю: у меня не очень большой барочный репертуар. Но тут другое удовольствие! Удовольствие играть барочную музыку делится на две категории. Первая — это постижение очень большого музыкального мира, которого хватит на всю жизнь. На всю жизнь хватит играть сольно Баха, и этим не насытиться, потому что это очень большие интеллектуальные и духовные пласты.
Ко второй категории удовольствия относится игра с барочным ансамблем — у тебя есть возможность с ним работать, взаимодействовать. Фактически это уже работа дирижерская. Но, как известно, в барочном ансамбле не предполагается дирижер — это, как правило, первый скрипач или клависинист. В данном случае была возможность поработать с ансамблем, добиваться каких-то деталей, будучи если не музыкальным вдохновителем, то, по крайней мере, генератором идей для всей этой группы. Хотя все равно работа с ансамблем барочной музыки такого размера предполагает постоянно обмен мнениями, идеями. Всегда все друг к другу прислушиваются.
— Даниил, за вами все видят шлейф славы ваших великих предков. Когда вы едете на выступления или гастроли, вас курируют старшие, дают ли советы?
— Играет роль, скорее, общее воспитание и закалка, которая дана по жизни. Перед каждым концертом нет каких-то ритуалов, но все, чему я научился в семье, и то, как живет моя семья, — это определенный стиль жизни.
— Куда вы отправитесь после Эстонии?
— В Канаду на фестиваль. Я проведу там полтора месяца, это будут сольные выступления.
Умирать, так с музыкой: композиции Пярта — лучшие для смертного одра >>
— Вы уже не первый раз в Эстонии. Чувствуется здесь какая-то особенная атмосфера?
— Я боюсь так заявлять. Я могу полагаться только на мое внутренне ощущение, но Эстония — абсолютно скандинавская страна, совершенно не прибалтийская по своей атмосфере. Она для меня северная, и ее устройство мне очень напоминает Скандинавию. Здесь как-то спокойно и одновременно очень глубоко — мне нравится!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео