Даниил Трифонов может всё и даже больше…

Записав пьесы Ф. Листа, российский пианист Даниил Трифонов превзошел себя, заключила международная критика еще до номинирования двойного альбома на Грэмми. В свои 25 он — лауреат многих конкурсов: от детского “Щелкунчика” до имени Шопена и Чайковского, сделавшего Даниила абсолютным триумфатором. Тогда – в 2011, влюбил в себя и публику, и жюри. Итог – Гран-при и обещанные Валерием Гергиевым ангажементы, в "гергиевском" же духе – на износ. Талантливый пианист выдержал невероятное количество концертов, закончил учебу в Кливленде и заключил эксклюзивный контракт с "Дойче Граммофон", где, кстати, и вышел альбом, удостоенный Грэмми. “В его игре есть все и даже больше” – высшая оценка, выставленная знаменитой пианисткой Марты Аргерих. Но раньше, чем играть, он начал сочинять – лет с 5, когда в доме профессиональных музыкантов появился синтезатор. Малышу нравилось импровизировать и искать разные тембры. Постепенно (уже в 6-8 лет) стали появляться небольшие пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано, и даже для хора и фортепиано. В Школе искусств N18 Нижнего Новгорода, где Даниил начинал свое обучение, его произведения теперь исполняются на концертах. Скрипачи играют его "Юмореску" для двух скрипок и фортепиано, в репертуаре школьного хора — песня Даниила Трифонова на стихи Даниила Хармса "Все бегут, летят и скачут". В 7 лет со своими сочинениями для фортепиано — "Мальвина" и "Приключения Буратино" Даниил выступал на фестивале "Новые имена" в Нижегородской филармонии и стал стипендиатом фонда. В то время на вопрос "кем хочешь быть — пианистом или композитором", он не раздумывая отвечал: "Композитором". Видеозапись "Приключения Буратино" есть в интернете. Заключительный концерт лауреатов Конкурса Артоболевской в Малом зале Московской консерватории, где Даниил исполнил ноктюрн "Разлука" Глинки и то самое собственное сочинение (с 5-ой минуты записи). Все свои самые яркие детские впечатления он часто выражал в звуках — так в 8 лет после посещения цирка появилась пьеса "Цирк на Цветном бульваре", а после чтения книги Астрид Линдгрен появилась пьеса для фортепиано "Карлсон — хитрец и проказник". Переезд в Москву. Интенсивная учеба в Школе им. Гнесиных времени на сочинение почти не оставляла, но он продолжал импровизировать, писать каденции для концертов Моцарта, которые исполнял. Возвращением к занятию композицией способствовала травма — в 14 лет он поскользнулся, когда торопился в школу, и сломал руку. Три недели не мог играть и очень много слушал, особенно мессы и кантаты Баха, после чего начал снова интенсивно сочинять и посещать уроки композиции. До окончания школы были написаны "Пять прелюдий для фортепиано", цикл пьес "Времена дня"(Утро.Пробуждение; День. Час пик; Вечер. Изнеможение; Ночь. Огни большого города), пьеса для фортепиано "Посвящение де Фалья". Появились первые сочинения для оркестра – "Юношеский концерт для фортепиано с оркестром" и "Симфонические иллюстрации к поэме "Слово о полку Игореве". В 2009 году Даниил получил свой первый заказ — по просьбе известного голландского саксофониста Йохана ван дер Линдена он написал три пьесы для саксофона и фортепиано – "Фантазия-Ориентале", "Баркарола" и "Танго". Они были исполнены на фестивале в Нидерландах. После переезда в Америку, для учебы в Кливлендском институте музыки, Даниил сильно тосковал по России, друзьям и родным. В это время родилась его сюита для фортепиано "Рахманиана", посвященная Сергею Рахманинову. Он часто играл ее на своих концертах, и звукозаписывающая компания "Дойче Граммофон" включила ее в CD-диск "Рахманинов. Вариации", где Даниил исполняет все вариации Рахманинова и "Рахманиану", как дань уважения великому композитору. Диск был номинирован на премию Грэмми. С 2012 года Даниил помимо фортепиано в Кливлендском институте музыки занимается композицией. Он пишет "Сонату-фантазию" для фортепиано и "Концерт для фортепиано с оркестром ми бемоль минор", который ему заказывает Кливлендский институт музыки. Впервые произведение было исполнено со студенческим оркестром, затем — с Питтсбургским симфоническим оркестром, оркестром фестиваля в Вербье и симфоническим оркестром Канзаса. В нынешнем сезоне планируется представить его в Карнеги-холл, с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Редакция благодарит агента Даниила Трифонова Alessio Pianca за помощь в подготовке материала.