Алиса, Высоцкий и Серебренников: смелая премьера Театра на Таганке

Спектакль «Беги, Алиса, беги», приуроченный к 80-летию поэта, покажут 2 февраля. Что скрывается между строк Высоцкого?

Что скрывается между строк Высоцкого?
© BFM.RU

К юбилею Владимира Высоцкого в Театре на Таганке состоится премьера спектакля «Беги Алиса, беги». В основу легла знаменитая пластинка «Алиса в Стране чудес». Критики усмотрели в сюжете параллели с «делом «Седьмой студии».

«Беги, Алиса, беги» — спектакль, интересный со всех сторон. И тем, что показывает: любимовский театр еще как жив. И восхитительной Ириной Апексимовой: директор площадки играет королеву. И огромной головой Высоцкого, которая появляется в конце и говорит голосом сына поэта Никиты. Стихи, написанные когда-то Высоцким для культовой пластинки, положили на новую музыку, а сюжету придали новые смыслы, рассказал режиссер Максим Диденко.

Максим Диденко режиссер «Наследие Высоцкого практически не тронуто: мы взяли стихи, которые вообще никак не видоизменяли. По сути дела, Владимир Высоцкий написал стихи к этому сценарию, где он взял сюжет «Алисы в Стране чудес», его тоже достаточно серьезно видоизменил, и мы взяли оттуда только стихи. Я думаю, Владимир Семенович не возражал бы против такого взаимодействия с ними. Было, конечно, страшно. Просто потому, что страшно жить и совершать какие-либо поступки, особенно в сегодняшней России. Страшно, когда на тебя обращают внимание, страшно не бояться».

Диденко не боится. В первом акте зритель легко проведет параллели между происходящим на сцене и «делом «Седьмой студии». Автор сценария Валерий Печейкин — тот самый, который работал с Серебренниковым над спектаклем «Сон в летнюю ночь». Причем новую пьесу он писал как раз летом, в дни ареста худрука «Гоголь-центра».

Аллюзии читаются достаточно четко, подтверждает музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» Екатерина Кретова.

Екатерина Кретова музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» «Сейчас очень многие вещи метафорические. Это эзопов язык, то, что во времена Высоцкого было так актуально. Ведь сами тексты Высоцкого написаны в середине 70-х годов, и я это время отлично помню. Я помню реакцию на эту «Алису». Мы все это считывали в атмосфере советского застоя, и вдруг нам предлагают такую интересную художественную реальность. И то, что происходит сегодня, удивительным образом рифмуется с теми временами. Действительно, мы сейчас являемся свидетелями и участниками неких процессов, которые совершенно изменяют нашу жизнь».

Легендарную двойную пластинку «Алиса в Стране чудес» Высоцкий писал три года. Худсовет студии «Мелодия» пытался менять тексты и обвинял создателей в развращении детей чудовищными песнями. Сразу после издания в 1976 году альбом смели с прилавков, а тираж допечатывали следующие 20 лет. В будущей популярности спектакля сомневаться тоже не приходится.