12 февраля 2018, Вечерняя Москва

Мелодии для четырех десятков голосов и музыкальных инструментов

В Москве выступил дирижер Теодор Курентзис со своим Пермским хором и оркестром MusicAeterna. Любители музыки возлагали на это событие большие надежды.
Музыкант, чье появление в столице всегда вызывает огромный интерес, в этот раз представил две программы.
В Большом зале консерватории прозвучали премьеры трех сочинений XX и XXI веков — хоровые опусы Coro Лучано Берио, Salve Regina Алексея Ретинского и Скрипичный концерт Cloud Ground Сергея Невского, где солировала Елена Ревич. А на сцене «Дворца на Яузе» в качестве номинанта на «Золотую маску» была показана хоровая опера Алексея Сюмака Cantos.
Salve Regina Алексея Ретинского произвела сильное впечатление удачным поиском гармонического соединения классического и современного звучания через «виртуозную игру» с сонорностью. Сочинение живущего в Берлине Сергея Невского, полное абстрактных аллюзий, «усиленное» комментарием дирижера, где он, хочется думать, с иронией рассказывал о романтизме партитуры, новом знании и новом значении звука соприкосновения двух граненых стаканов, что использовал автор, вызвало у публики куда меньше энтузиазма.
И зал после антракта заметно опустел. А жаль! Исполнение Coro для 40 голосов и 44 инструментов на стихи Пабло Неруды и народных песен классика прошлого столетия Лучано Берио стало ключевым событием концерта, главная стилистика которого — псевдорелигиозная ритуальность и поиск «новой духовности». Доминирующей идеей была попытка убедить собравшихся в малозначительности для дня сегодняшнего всего того, что было создано прежде. И жесткая строгость ранней постмодернистской поэтики Берио прекрасно реализует данный замысел.
Хоровая опера Алексея Сюмака Cantos — тоже произведение и зрелище «религиозного» свойства, претендующее на создание «новой мифологии». Солирующая скрипка Ксении Гамарис звучала как ария Эзры Паунда, американского литератора с невероятно трагической судьбой, который писал Cantos всю жизнь, надеясь создать новый эпос, способный объединить Восток и Запад, возродить великих поэтов и мыслителей прошлого, чтобы склеить расколотый мир.
…Путь в полной темноте, что ведет на сцену, затянутую плотной завесой едкого дыма, кажется дорогой на казнь… А «среда обитания» — это мертвый райский сад, где главный герой — Теодор Курентзис, который дирижирует так, будто исполняет контемпорари-дэнс, сменивший стиль модерн, и все внимание концентрирует исключительно на себе. Требуется одно — «отключить все» и слушать музыку «третьим глазом», призывая задуматься, что же там, за чертой сознания, в параллельном мире.
СПРАВКА
Теодор Курентзис — греческий и российский дирижер, музыкант, актер, пятикратный обладатель «Золотых масок» и «Строгановской премии».
Лучано Берио Сергей Невский Теодор Курентзис Пабло Неруда Концерты
Оставить комментарий

Главное по темам

Некрасивые музыканты, которые околдовывают харизмой

16:26

10 лет без Летова

16:46

Баттл Гуфа и Птахи появился в сети

10:16

Звезда по имени Йоко

Вчера, 22:58

Великие музыканты, которые попались на преступлении

Вчера, 19:12

Видеоновости

Статьи

«Матильда» понравилась избранным

Депутаты Госдумы похвалили фильм Алексея Учителя

Что делает голый русский в Европе?

Европейцы издеваются над собой, но меняться не собираются

За «Матильду» ответят все

Лидер организации «Христианское государство» задержан из-за призывов сжигать кинотеатры

«Он любовник из любовников»

Жизнь, любовь и смерть Марины Цветаевой в вещах, фотографиях и документах

Названа дата выхода продолжения «Пятидесяти оттенков серого»

Писательница Э. Л. Джеймс назвала в инстаграме дату выхода своей новой книги. Джеймс — автор романов «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».

Фоторепортажи