Эксклюзивное интервью с создателями сериала «Вольной грамоты»: «Мы уважаем и ценим нашего зрителя».

На Первом канале на днях начался показ многосерийного проекта «Вольная грамота» (проект Кинокомпании «Щука»). Сериал рассказывает о нелегкой судьбе крепостной Полины. Режиссер Дмитрий Черкасов, композитор Иван Бурляев и актер Иван Добронравов рассказали корреспонденту «КиноАфиши» о тонкостях работы с телефильмом, любви к русской природе и музыке. Расскажите про сюжет «Вольной грамоты», есть ли в нем возможность для продолжения? Д.Ч. (режиссер): «Сюжет "Вольной грамоты" происходит в российской провинции в начале 19 века. Перед зрителями проносится история жизни молодой девушки Полины Лебедевой, в одночасье превратившейся из любимой воспитанницы князя Головина в крепостную. Продолжение снимать не будем, проект и так получился достаточно объемным, 18 серий». Как вы попали на проект? И. Б. (композитор): «Для нас это уже четвёртая совместная работа с режиссёром Дмитрием Черкасовым, у нас давно сложилась творческая дружба и единомыслие. «Вольную грамоту» мы начали обсуждать задолго до начала съёмок. Меня очень обязывает тот факт, что Дима не видел иной кандидатуры композитора для проекта. С его стороны - это доверие, а с моей - совершенно особая ответственность. Просто в полнометражном фильме при наличии времени можно сосредоточиться на мельчайших деталях музыкального повествования, наполнить драматургической логикой каждую ноту, выстроить чёткую концепцию звучания. Когда же перед вами в 10 раз больше материала и такое же количество времени, естественно приходится чем-то жертвовать. Ты не можешь себе позволить неделю делать двухминутную сцену, чтобы у тебя самого не возникало желания поменять ни ноты. Каждый день нужно бодро идти вперёд к неумолимо надвигающимся эфирам». Фото предоставлено Кинокомпанией «Щука» Иван, кого вы играете и чем вас привлекла «Вольная грамота»? И. Д. (актер): «Мой герой Борис, образованный человек, нотариус, хорошо понимающий тенденции высшего общества и сведущ в их делах. По сути своей он хороший человек, который влюбляется и, как это бывает с молодыми людьми, совершает глупый поступок. За который впоследствии он себя практически сам и разрушает. Участие в таком масштабном историческом проекте для меня как для артиста это большое счастье. Потому что при работе происходит некая метаморфоза. Ты учишь текст, прорабатываешь материал и чувствуешь себя поначалу как-то неловко. Ведь люди в то время и говорили, и вели себя иначе, более осмысленно и красиво. А зная себя, я не очень представляю, как бы я смог жить в то время. Но стоит попасть на съёмочную площадку, загримироваться и надеть костюм, и происходит какое-то невероятное перевоплощение, и ты на какое-то время оказываешься не здесь, не сейчас, а по-настоящему в прошлом!» Чем отличаются кино от телепроектов? Д.Ч. (режиссер): «Телевизионные фильмы (сериалы) - отдельный жанр, обусловленный жесткими условиями, это то, что востребовано зрителем во всем мире. Туда перешли сложные интересные темы: семейная драма, социальная тема и др. Сейчас многие режиссеры балансируют между телевизионным кино и кино в чистом виде. Ведь не формат, в конечном счете, определяет качество фильма». Фото предоставлено Кинокомпанией «Щука» Сколько музыкальных композиций требуется 18-ти серийному проекту? И. Б. (композитор): «Для меня важно, чтобы смыслы и логика присутствия каждой композиции были очевидными. К тому же я большой противник «звукорежиссёрской ручки громкости», которой можно «ввести музыку», а потом «увести её в тишину». Поэтому, так или иначе, приходится работать над каждой сценой. Иными словами, одна серия - это около 15 композиций, а в общем 18-серийный фильм включает в себя около 12 часов музыки. Все это нужно успеть написать так, чтобы потом не было «мучительно больно»… В этом и заключается основная сложность работы над многосерийным фильмом. О партнёрах И. Д. (актер): «С моей партнёршей, актрисой Ксенией Разиной (Татьяна), мы играли любовь, она очень открытый человек, так что работать с ней было одно удовольствие. И хотя многие сюжетные перипетии «Вольной грамоты» довольно-таки драматичны, мы всячески старались сохранить бодрость духа. Хотел бы еще отдельно отметить и совместную работу с моим старшим товарищем и практически земляком Владом Ветровым (Алексей Петрович Головин). Уже второй раз мы работали вместе с Артёмом Крыловом (Дмитрий Кречетский). Частенько виделись на съёмочной площадке, общались, но по сценарию в кадре не пересекались». Фото предоставлено Кинокомпанией «Щука» О работе над ролью И. Д. (актер): «Мне очень дорог тот момент творческого взаимодействия с режиссёром, когда вы находитесь в постоянном диалоге. Дмитрий (Черкасов, режиссер проекта - прим. ред.) всегда готов был выслушать и позволял импровизировать. Для меня это очень важно как для актёра - держать себя в тонусе и чувствовать свою необходимость, даря своим образам частичку себя. Я своего героя пытался сделать неоднозначным, ведь за такими людьми всегда интересно следить. Вся съёмочная группа и актёры работали на проекте с максимальной отдачей, мы полюбили «Вольную грамоту» и наших героев. Хотелось бы, чтобы зрителей наш проект тоже зацепил и понравился». Иван, у вас был удивительный опыт написания музыки к трейлеру «Брестской крепости», не хотели бы повторить этот эксперимент? И. Б. (композитор): «Да, время от времени я пишу музыку для трейлеров и, надо сказать, с огромным удовольствием. Чаще это фильмы, надо которыми я сам же и работаю как композитор. Мне кажется, очень здорово, когда получается забросить музыкальный мостик в будущий фильм. Так было, например, с «Притяжением». Песня «Closer», которая в итоге прозвучала в фильме (в эпизоде падения космического корабля), появилась первоначально в тизер-трейлере. Хотя в монтаже ролика стояла песня Ланы Дель Рей «Freak». По какому-то невероятному «озарению» я сочинил за один вечер и музыку, и текст на английском, чего не делал ранее никогда. Последней же подобной работой стал тизер фильма «Вратарь галактики» Джаника Файзиева». Фото предоставлено Кинокомпанией «Щука» Проект снимали целый год, с чем связан длительный съемочный процесс? Д.Ч. (режиссер): «Мы работали год с большими перерывами. Этому послужило две причины. Во-первых, нужно было захватить лето, осень и зиму. Во-вторых, многие сложные объекты не удавалось совместить в один непрерывный съемочный период. Думаю, фильму это пошло только на пользу, была возможность спокойно смонтировать нужные сцены, учесть все детали». Беседовал Дмитрий Бортников Многосерийный фильм «Вольная грамота» можно посмотреть на Перовом канале с 19 февраля по будням после программы «Время». «Любить кино» - девиз компании «Щука», именно она отвечала за создание многосерийного телефильма «Вольная грамота». Основанная в 2011 году Олегом Газе , Дмитрием Черкасовым и Сергеем Сельяновым компания добилась больших успехов на телевидении («Крик совы», «Семейный альбом», «Линия Марты» и другие проекты), а также завоевала признание критиков и любовь зрителей. Сейчас «Щука» совмещает работу над телевизионным контентом с игровым и документальным кино.

Эксклюзивное интервью с создателями сериала «Вольной грамоты»: «Мы уважаем и ценим нашего зрителя».
© Киноафиша