В Париже прошла XX Paris Photo

Юбилейную выставку посетили 62 тыс. зрителей Paris Photo в Париже — крупнейшая международная ярмарка фотографии — отчиталась об итогах юбилейного, 20-го выпуска. За четыре дня (с 10 по 13 ноября) ее посетили 62 тыс. человек, что на 8% больше, чем в 2014 году. Прошлый год организаторы не берут в расчет, так как Paris Photo закрылась на два дня раньше из-за парижских терактов. Увеличилось и число галерей-участниц — 153, из них почти треть — новички. Географический охват — 30 стран, галерей из России нет. Что касается продаж, то фотография по сравнению с современным искусством по-прежнему остается относительно доступной: в среднем цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч евро, что уже считается очень хорошим результатом. Берлинская галерея Taik Persons & Zak / Branikca, специализирующаяся на восточно-европейском искусстве, за €190 тыс. продала знаковую работу польской художницы Зофьи Кулик. «All the Missiles Are One Missile» — это воспроизведение фотоколлажа, который она создала для павильона Польши на Венецианской биеннале 1997 года. Купил ее частный коллекционер и сразу же передарил музею. Какому — не сообщается. За €370 тыс. у нью-йорской галереи Howard Greenberg ушел классический снимок «A family on their lawn one sunday in Westchester, NY» 1968 года популярной американки Дианы Арбус. Со стенда галереи Edwynn Houk разобрали африканские пейзажи Ника Брандта (€55 тыс.), «мусорные» картины бразильского художника Вика Муниса (€125 тыс.) и странные портреты француженки Валери Белин. И это показательно, так как американская галерея — эксперт по винтажной фотографии, однако в Париж привезла авторов второй половины XX века, которые сегодня считаются самым ходовым товаром, оставив позади классиков-модернистов. К юбилейному выпуску кураторы Paris Photo подготовили и богатую сопровождающую программу — 30 мировых издателей, автограф-сессии фотографов, дебаты и специальные выставочные проекты. Среди них — выставка Центра Помпиду, на которой представлены фотоприобретения парижского музея за последние десять лет, и тут подобралась отличная компания классиков — Август Зандер, Жермена Круль, Марк Рибу, Ричард Аведон, Брассай, Андреа Гурски. Музей Нисефора Ньепса в Шалон-сюр-Сон — прародитель современной фотографии родом из французской Бургундии — пошел дальше и привез в Grand Palais более 200 тыс. своих уникальных снимков. Уместиться в Grand Palais они смогли в виде цифровой интерактивной инсталляции. Совместный проект с музеем представил и один из самых преданных партнеров Paris Photo автоконцерн BMW Group — немцы провели с парижской ярмаркой 14 из 20 лет ее существования. В нынешнем году лауреатом спецпрограммы BMW — фотографической резиденции в Музее Нисефора Ньепса — стала молодая мексиканская художница и антрополог Алинка Эчеверрия. В Москве ее могут знать по серии снимков католических паломников «Путь на Тепеяк», которая была показана на фотобиеннале в 2012 году. В рамках Paris Photo она представила проект, отправной точкой для которого стало изобретение Нисефора Ньепса — гелиография. В 1822 году пытливому французу удалось перевести изображение на стеклянную или металлическую поверхность при помощи асфальтового лака. Предыдущим этапом была литография, следующим — дагеротипия. Свои размышления о женском — от абстрактной женственности, символом которой выступают руки художницы, до конкретных героинь, как, например, Серена Уильямс,— Эчеверрия переводит на керамические вазы. Как если бы древние греки воспевали не своих богов, а американскую теннисистку. Мария Сидельникова