Европейский атлас российского искусства

На Венецианской биеннале-2017 нашу страну будут представлять композитор и четыре художника разных поколений. Проект, разработанный комиссаром российского павильона Семеном Михайловским, озаглавлен Theatrum Orbis — так назывался первый в истории географический атлас современного типа, выпущенный в 1570 году. Отталкиваясь от слова «театр», авторы экспозиции хотят представить «драматургию» современного мира. Самый известный из приглашенных художников — Гриша Брускин, лауреат Премии Кандинского, участник первых торгов русского искусства Sotheby's в Москве (1988), на которых его работа была продана за рекордную сумму. В Венеции будет представлена новая инсталляция Брускина «Смена декораций». — В основе проекта — идея театра в широком смысле. То есть мира, в котором «декорации» меняются стремительно, буквально каждый день. В этот «спектакль» вовлечены все люди, — пояснил «Известиям» Гриша Брускин. Также посетители российского павильона увидят работы поколения «миллениалов» — Саши Пироговой и арт-группы Recycle (Георгий Кузнецов и Андрей Блохин). Их объединяет интерес к цифровым технологиям — и как к средству выражения, и как к теме творчества. Recycle в своей инсталляции Blocked Content размышляют о виртуальном мире, где единственным ограничением вечной жизни становится блокировка. А Саша Пирогова в своем видео Inner Physics трансформирует физические формулы и математические величины в зримые образы. — Сначала мы собирались представить только молодых художников, — рассказал Семен Михайловский. — У нас было много аргументов в их пользу. Но тут я увидел работу Григория Брускина — серьезную, масштабную инсталляцию. И тогда возникла идея соединить Брускина с авторами нового поколения — Recycle и Сашей Пироговой. В итоге решили, что анфиладу будет занимать Брускин со своей многофигурной композицией, а внизу мы увидим проект Recycle и видео Пироговой. По мнению Михайловского, работы представителей разных поколений становятся в пространстве российского павильона единым целым. — В первом зале показывается сложный, раздираемый противоречиями и катаклизмами сегодняшний мир. Мы идем по лестнице к работе Recycle — и попадаем во тьму. Это то ли чистилище, то ли ад. Пирогова же в своем видео дает зрителю освобождение и надежду. Честь представлять на биеннале российскую музыку выпала Дмитрию Курляндскому, музыкальному руководителю Электротеатра «Станиславский». Композитор уже не первый раз работает в пространстве изобразительного искусства — на открытии Музея русского импрессионизма он представил композиции, «озвучивающие» некоторые из выставленных картин, а Музей космонавтики Курляндский выбрал в качестве площадки для лаборатории современной музыки «Открытый космос» («Известия» рассказывали об этом проекте). — Музыка давно осваивает нетипичные среды существования — музеи, заводские помещения, сады, парки, — рассказал Дмитрий Курляндский «Известиям». — Так что в этом плане ничего необычного нет. Но я создаю не звуковое оформление, а самостоятельную работу. Произведения художников и мой проект объединяет только общая тема — Theatrum Orbis, но она предполагает достаточно широкое поле интерпретаций. Концепция, выбранная Семеном Михайловским, перекликается с идеей известного цикла Курляндского «Карты несуществующих городов», создающего, по определению композитора, «внутреннюю географию и топографию мира». Но в работе для Венецианского павильона авангардист пошел дальше, сочинив не только музыку, но и интерактивные элементы. — Я делаю большой перформанс-инсталляцию Commedia delle arti («Комедия искусств»). Анонсированное название Commedia dell'ascolto («Комедия слышания») относится к звуковой составляющей проекта. Остальные части «комедии» будут представлены в виде партитур-инструкций для посетителей — любой желающий сможет включиться в «исполнение», выполнив предполагаемые автором звуковые, танцевальные, визуальные и даже тактильные действия, — поделился с «Известиями» композитор. Венецианская Биеннале-2017 пройдет с 13 мая по 26 ноября.

Европейский атлас российского искусства
© Известия