Хохломская икона - завораживающая роспись

Что такое хохломская роспись, нижегородцам объяснять не надо. Стульчик с золотыми листьями и красными ягодками в детстве был почти у каждого. Кому-то повезло владеть еще и столиком. Расписными деревянными ложками родом из Семенова некоторые до сих пор с удовольствием щи хлебают. А румяные семеновские матрешки смотрят из витрин каждого сувенирного магазина (впрочем, как выяснил корреспондент ИА «В городе N», эти куколки с секретом немного «из другой оперы» и изначально к хохломской росписи отношения не имели). О секретах семеновской фабрики золотой хохломы читатели рубрики «Нижегородские бренды» обязательно узнают из наших следующих репортажей. А начать разговор мы решили с того, что для многих станет приятным сюрпризом. Альтернатива золотым окладам Технология золочения без золота пришла на нижегородчину в XVII веке вместе с гонимыми новой официальной церковью старообрядцами. И первоначально использовалась… в иконописи. Руководитель иконописной мастерской, действующей сегодня при фабрике хохломской росписи в Семенове, Марина Майорова полагает, что у старообрячдцев не было возможности делать для своих икон оклады из настоящего сусального золота — и они «пошли другим путем». «Они натирали доску оловянным порошком, покрывали олифой (вареным льняным маслом — прим.ред.) и подкаливали в печи — при этом получался красивый золотой фон. По нему писали темперными красками и украшали край иконы орнаментом. Позже этот узор и хохломское золото перешли на посуду», — объясняет она. Ничего удивительного, что и хохломскую посуду начали изготавливать при монастырях. Предназначалась она — ни больше, ни меньше — для царского двора. Посуду, а затем мебель, игрушки, сувениры, украшения с традиционным узором на фабрике хохломской росписи выпускали на протяжении всего времени ее существования, то есть почти весь двадцатый век. А вот традиция хохломской иконы едва не «канула в Лету» из-за действовавшего в Советском Союзе запрета на религию. Но как только он был снят, мастера фабрики принялись по крупицам восстанавливать уникальную технологию, разъезжая по городам и весям нижегородского края в поисках старинных хохломских икон. Возрождение святого промысла «Мы посчитали своим долгом возродить эту традицию. Наши художники были отправлены обучаться мастерству иконописи в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И в 1991 году при фабрике хохломской росписи начала работать иконописная мастерская, — рассказывает генеральный директор ЗАО „Хохломская роспись“ Елена Краюшкина. — Сегодня, четверть века спустя, произведения наших иконописцев заслужили повсеместное признание». Хохломские иконы украшают Спасо-Преображенский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде и даже монастыри Святой горы Афон (говорят, греческие монахи любят их за тонкость письма). А недавно икона святых мучеников Маркиана и Мартирия отправилась в Москву, в Храм Христа Спасителя. Семеновские мастера лично присутствовали на обряде ее освящения. Хохломская иконописная мастерская получила благословение Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), и с 1999 года грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была включена в состав патриарших мастерских. «Мы делаем иконы как для храмов, так и по заказу частных покупателей. Сейчас вера в России укрепилась, и в желающих приобрести хохломскую икону недостатка нет, — говорит Марина Майорова. — Иконы наши особенные — очень торжественные, нарядные! По левкасу (грунту на основе мела и клея — прим.ред.) иконы пишут все, а с хохломским золотом — только мы. Мы рады, что людям они нравятся, и через наши иконы они приходят к богу». Вначале было яйцо А теперь подробнее о процессе создания неповторимых хохломских икон. В иконописной мастерской при фабрике хохломской росписи трудится восемь человек, включая руководителя Марину Майорову. Коллектив исключительно женский. «Коллектив замечательный! Все девушки очень талантливые, — характеризует своих подопечных Марина Юрьевна. — Здесь все люди верующие, благословение на работу получаем от наших батюшек». Одежда тоже имеет значение: мастерицы обязательно пишут в платках. Краски растирают вручную. И здесь не обошлось без знаменитой семеновской деревянной ложки. Ни фарфоровые, ни тем более пластиковые сосуды для измельчения пигментов не подходят, поскольку поверхность емкости обязательно должна быть шероховатой. В ложку (как правило, без черенка) насыпают натуральный краситель, затем добавляют смесь воды с яичным желтком — и все перемешивается пальцем. Так называемая техника желтковой темперы пришла на Русь из Византии вместе с христианством в конце Х века. Темпера (от итал. temperare — смешивать краски) обладает несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям, чем, например, масляные краски, и дольше сохраняет яркость цвета и первоначальный оттенок. Далее не обойтись без линейки из дерева твердых пород — с обоих концов к ней обычно подклеивают возвышения, чтобы класть на икону, не опасаясь повредить уже нанесенный рисунок. Одновременно линейка служит своеобразной подставкой для рук художницы. Большая часть икон, создаваемых в мастерской при фабрике хохломской живописи, выполняется в технике миниатюры, то есть каждая деталь выписывается до мельчайших подробностей. Так что мастерицам не обойтись без бинокуляра — оптического прибора вроде очков, выполняющего функцию двойной лупы. Личный подход Весь процесс письма иконы делится на два этапа: «доличное» (фон и одежда святых) и «личное» (лик и открытые части тела). Художница начинает с «раскрытия» иконы, то есть с нанесения основных тонов. Дальше следует «опись» — прорисовка контура, затем «пробела» — высветление одежд, зданий, элементов пейзажа. После этого наступает черед волос и ликов святых. «Каждый иконописец работает над иконой от начала до конца. В конце на обратной стороне ставится его авторское клеймо, а к иконе выдается сертификат с фамилией создавшего ее художника и печатью фабрики хохломской росписи, — объясняет Марина Майорова. — Сложные соборные иконы, разумеется, пишет несколько человек. Например, на иконе Мучеников Российских, которая сейчас находится в храме на горе Афон, изображен 101 лик. Работа над ней заняла семь месяцев». Хохломская икона, несмотря на свою необычность, создается по общецерковному православному канону. Каждая деталь лица, жест или положение тела святого имеют символическое значение. Скажем, высокий лоб означает мудрость, большие глаза — проникновение в божественные тайны, тонкие губы — аскетизм, удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний, наклон головы — внимание к гласу Божьему. Золото и белый цвет в иконописи символизируют божественный свет, синий — небесную сферу, зеленый — земное цветение, пурпуром пишут одежды Богородицы, а красным — одеяние Христа, что означает его победу над смертью. Иконописный канон — это особая интерпретация Священного Писания в живописи, поэтому в нем нет места ничему лишнему. Но это не означает, что художник-иконописец совершенно лишен простора для творчества. Иконописная традиция не мыслится как внешние рамки, скорее как стержень, благодаря которому икона существует как художественное произведение. С Божьей помощью «Я считаю, что писать иконы — это божий промысел. Икона по хохломской технологии — очень сложный и кропотливый труд. Мы вкладываем в работу всю душу и надеемся, что Господь нас не оставит», — говорит руководитель иконописной мастерской при фабрике хохломской росписи. Художники из Семенова пишут лики святых и на пасхальных яйцах. Исполняли панагии (небольшие образки для ношения на груди) для местного епископа. Они регулярно участвуют в российских и международных выставках, где их работы неизменно вызывают восхищение. Печально лишь то, что приобрести хохломскую икону сегодня можно либо на фабрике, либо в сувенирной лавке. «Верующие люди хотят покупать иконы в храме, поэтому работы наших художников-иконописцев не всегда доходят до своей аудитории», — сетует генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина. О том, чем еще богата единственная в мире фабрика, где научились делать золото из подручных материалов, читайте в наших следующих публикациях. Автор: Елена Комарова