В Самаре открылась выставка современного искусства с народными мотивами

Некоторые из художников лично проконтролировали монтаж экспозиции в самарской галерее. Художницы Халима Саидудинова и Заира Магомедова родились в Дагестане, но несколько лет живут в столице России. Свое большое приключение они воплотили в работе, которая занимает целиком одну из стен выставочного пространства. "От пола до потолка мы нарисовали мотивы кайтакской национальной вышивки, на которой изображена сцена покорения Москвы. Это своеобразная отсылка к нашим личным историям, — объясняет Заира Магомедова. — Мы живем в столице, учимся и работаем. Пано метафорично говорит о нашем шествии в центр России с Каспийского побережья. Если честно, то, по мнению коренных дагестанцев, мы занимаемся неправильными вещами. Женщина не должна увлекаться искусством. Ее дело — это варить национальное блюдо хинкал, следить за ребенком и заботиться о муже". "Из-за того, что мы находимся за тысячи километров от своей Родины, мы очень сильно тоскуем по дому и считаем, что свои "корни" надо сохранять. Одна из частей нашей экспозиции посвящена именно этому моменту. Есть вещи, которые должны обязательно присутствовать в жизни каждого дагестанца или дагестанки. Это некий багаж, который сопровождает нас всегда", — рассказывает Халима Саидудинова. Девушка показывает корреспонденту ВН фотографии, на которых они с Заирой запечатлены около знаковых для себя мест: рядом со школой, любимым магазином, домом, подъездом в Москве и Дагестане. Часть выставочного пространства художницы превратили в знаменитую в Дагестане священную гору Шелбуздак. Из двух полотен они соорудили импровизированное ущелье. "Есть поверье, что узкий проход между двумя скалами зажимает грешников. Это своеобразное мерило. То есть человек с чистой совестью, пусть даже он гораздо больше по объемам и весу свободно пройдет через ущелье", — объясняет Заира и тут же предлагает посетителям выставки испытать "арт-объект" на себе. Еще один участник выставки художник Евгений Антуфьев сделал настоящую звезду современного искусства из своей 92-летней бабушки. Пенсионерка пережила два инсульта и для скорейшей реабилитации ей потребовалось развивать мелкую моторику. Врачи сошлись на том, что пациентке надо рисовать несколько раз в день. Так жизнь увидели картины, которые в большинстве своем напоминают детские рисунки. "Старики как дети", — долго вглядываясь в одну из работ, замечает Серей Баландин, куратор выставки. Он читает вслух подпись к рисунку, в котором угадывается девочка, корова и стог сена: "Я в Подпасках". "Эта история о сложном военном времени, тогда бабушка Евгения Антуфьева была маленькой девочкой и, как и все, помогала родителям по хозяйству. Мой самый любимый рисунок — портрет ее дочки. В каждой кривой, нечеткой и наивной линии чувствуется любовь", - делится Баландин. 92-летняя художница пишет картинами своеобразный личный дневник. Таким образом Евгений Антуфьев, автор экспозиции, провел параллель между прошлым и будущим и объединил их в настоящее. Специально по приглашению Сергея Баландина свои работы на выставке "Достояние. Народность" представила Ксения Кудрина, художница из Якутии. Грандиозная инсталляция из металла и стекла заняла одну из ключевых позиций в творческом пространстве. Работа "Черный лед" — своеобразная интерпретация традиционной якутской культуры и религиозно-культовых представлений о мире. Композиция состоит из семи столбов Сэргэ, каждый из которых символизирует определенный тотем. Таким образом художница переносит традиции шаманизма в ХХI век. "Сейчас мы поклоняемся тому, во что верим. У современного человека, на мой взгляд, свои тотемы — это нефтяные вышки, электричество и другие природные ресурсы, — объясняет свою мысль Ксения Кудрина. - Выставка в Самаре — важный шаг в моей карьере. Звезды сошлись идеально: я выставляюсь в компании прекрасных художников, эта галерея — одна из самых лучших, что я видела, и мне довелось сотрудничать с одним из самых интересных кураторов страны Сергеем Баландиным". Свои размышления на тему этноса и трансформации народности также представили Юрий Юркин, Таус Махачева, Тагир Насыров, Ринат Миннебаев, Николая Марочкин и другие представители современного искусства. Выставка будет работать до середины апреля.