10 неизвестных: женщины художницы – музы, провокаторы и любовницы

Пока вокруг все только и говорят о феминизме в преддверии 8 марта, мы решили посвятить нашу еженедельную рубрику женщинам. Открыв этот материал, оставьте разговоры о феминизме: в искусстве женщины в большинстве случаев оставались лишь музами и любовницами Гениев. M24.ru рассказывает о тех немногих, кому удалось преодолеть эти стереотипы и стать выдающимися художниками (или все-таки художницами?) своего времени. В 2000 году выставка "Амазонки русского авангарда" стала настоящей нью-йоркской сенсацией: в музей Гуггенхайма стояла очередь желающих посмотреть на живопись шесть русских художниц первой трети XX века. Всем было сложно поверить, что в СССР, где гендерные вопросы были мало кому интересны, женщины тоже творили искусство и были одними из главных мастеров авангарда наравне с мужчинами. Участницами того проекта стали Наталья Гончарова, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и Надежда Удальцова. Наталья Гончарова работала вместе со своим мужем, Михаилом Ларионовым. Вместе они пытались привить русскому авангарду дух "русской народности" и оказывали друг на друга сильное влияние, но не стоит думать, что без него Гончарова не стала бы известной. Как художник она была вполне самостоятельным и состоявшимся мастером. Другой "амазонкой" русского авангарда стала Александра Экстер. Вообще-то, она была украинской художницей, училась в Киеве и вместе с Давидом Бурлюком организовывала там первые выставки "нового" искусства. Ее живопись была по стилистике намного ближе к французскому авангарду, чем к русскому: ее парижскими друзьями друзьями стали Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер, а живопись приобрела характерную для позднего кубизма дробность, разделенность на мелкие яркие фрагменты. В 1912 году молодая Ольга Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым. Это сыграло важную роль в становлении творческого мировоззрения: литераторы познакомили ее с самыми известными художниками-авангардистами и Розанова стала работать в их художественной стилистике, а также занималась оформлением книг поэтов-футуристов. Варвара Степанова была женой Александра Родченко. Вместе они оформляли книги, журналы придумывали идеи дизайна мебели, костюмов, упаковки, тканей, обоев, фарфора, которые должны были бы стать основой новой жизни в новой стране. Безусловно, она была талантливым мастером, но не известно, где заканчиваются идеи Александра Родченко и начинается Варвара Степановой. Зинаида Серебрякова была представительницей старшего поколения русских художниц XX века, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи и практически единственной в объединении "Мир искусства", если не считать меценатку княгиню Тенишеву, которая это объединение всячески поддерживала. В творчестве Серебряковой огромное количество автопортретов: это был смелый шаг для женщины-художницы той эпохи. Если бы в истории искусства не существовало Фриды Кало, то ее было бы необходимо изобрести: влияние этой художницы на мировую культуру переоценить практически невозможно. Женщина-художник из Южной Америки стала не только легендой феминизма, но и важной политической фигурой планетарного масштаба: если для Зинаиды Серебряковой автопортрет был лишь одним из множества живописных мотивов, то Кало сосредоточила на исследовании своей личности все внимание и изобразила на полотнах всю свою жизнь. Одна из самых известных женщин в истории классической живописи была ученицей легендарного археолога Иогана Иоахима Винкельмана. Сегодня его имя практически неизвестно широкому обывателю. Зато все точно знают его открытия – именно ему мы обязаны знаниями о раскопках римского города Помпеи. Для своего времени Винкельмана был настоящей легендой. Благодаря знакомству с ним о Кауфман узнала вся Германия, а затем и вся Европа. Хотя, надо признать, что и без Винкельмана Анжелика (или Ангелика) была невероятно талантливым портретистом. Но, возможно, без его протекции мы бы о ней так и не узнали. Тамара Лемпицка, первая художница-голливудская дива в истории, стала настоящим символом эпохи. Ее портреты (мужских среди едва ли наберется десяток) прославляли новый тип женственности – манящей, элегантной и эмпансипированной. Героини Лемпицки водят роскошные автомобили, пьют коктейли и носят меха и бриллианты. Такова была эпоха ар-деко и вся американская культура 1920-х. Одной из первых выставок нового музея "Гараж" в парке Горького стал персональный проект японской художницы Яёй Кусамы с двумя мультимедийными экспозициями. Одна из них – "Бесконечная зеркальная комната – души в миллионах световых лет от нас" (2013) – представляла собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами мерцающих огней, которые до бесконечности отражались в зеркалах, создавая гипнотическое ощущение космоса. Вторая – инсталляция "Указатель в бесконечное пространство" (2015) – распространилась по парку далеко за пределами музея: красной тканью в белый горошек был покрыт не только отдельный зал, где зритель терял любую связь с окружающим миром и ощущение реального пространства, но и деревья вокруг "Гаража". Осенью 2015 года Музей современного искусства "Гараж" представил выставку выдающегося американского скульптура "Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки". Здесь было более 80 работ художницы: инсталляции, собранные из предметов мебели и одежды, ранние скульптуры, живопись и графические работы и гигантские бронзовые пауки, которые побывали уже во всем мире. Ту выставку в Москве представлял Джерри Горовой: уникальный пример (даже судя по всем художницам, о которых речь шла выше) того, как женщина-художник была не ученицей, а учителем. Пример того, что только в современном мире женщина в искусстве смогла стать по-настоящему самостоятельной.

10 неизвестных: женщины художницы – музы, провокаторы и любовницы
© Москва24