В Третьяковской галерее покажут лучшие работы Зинаиды Серебряковой

Улыбка Зинаиды С 5 апреля в Государственной Третьяковской галерее можно будет увидеть лучшие полотна Зинаиды Серебряковой. Нас ждет самая полная ретроспектива работ художницы за последние 30 лет и, пожалуй, самая главная выставка апреля. Акцент в экспозиции будет сделан на самом плодотворном - русском периоде. Большая часть экспозиции - это портреты, любимый жанр художницы, и немного пейзажей. Также на выставке покажут эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серию картин, рассказывающих о закулисье Мариинского театра. Вторая часть проекта - работы парижского периода приедут в Москву из французских коллекций; их мы увидим впервые. Также впервые московский зритель увидит декоративные панно виллы бельгийского барона Броуэра, сделанные художницей на заказ и долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны. В истории русской живописи женщины становились известными лишь на холстах, и, как правило, все женские образы писались мужчинами. Но Зинаида Серебрякова раз и навсегда изменила отношение к женщинам-художницам. Она была одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи. Всемирно известной Зинаида стала уже в 25 лет, написав один из самых светлых и жизнерадостных автопортретов всех времен - "Автопортрет перед зеркалом" (1909). "Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот, - писал о нем Александр Бенуа. - Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное". Кстати, этим "молодым и солнечным" на полотнах Серебряковой можно любоваться бесконечно. Дела кухонные В Галерее "Ковчег" 6 апреля откроется выставка "Кухня". В русской культуре кухня - это особое место силы. Разговоры полушепотом в советские годы, душевные дружеские беседы в 90-е, уютные семейные вечера в первом десятилетии 2000-х - и все это на кухне. У кухни не только бытовая функция - накормить, но и культурная - выслушать. Кухне доверяют самое дорогое. Обсуждение новостей, мечты о будущем, пение и выяснение отношений, иногда с разбрасыванием кухонной утвари - все это и в начале ХХI столетия по-прежнему происходит здесь, между холодильником и плитой. "Найпервейшее дело кухонное - это русский ночной разговор", - писал Юлий Ким. Между прочим, в России слово "кухня", пришедшее из немецкого языка на смену "поварне" и "стряпущей избе", употребляется с Петровских времен, а в письменных источниках встречается аж с 1717 года. Так что нынешнюю выставку вполне можно считать юбилейной, приуроченной к трехсотлетию кухни. В проекте участвуют: Семен Агроскин, Мария и Наташа Арендт, Александр Древин, Александр Лабас, Наталья Нестерова, Виктор Попков, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Давид Штеренберг и другие авторы. Изучить историю по фантикам В музее-усадьбе "Измайлово" 6 апреля пройдет вернисаж выставки "Кондитерский пиар или история XX века в фантиках". В создании экспозиции помогали "Музей упаковки", музеи кондитерских фабрик и московские коллекционеры. Сколько всего интересного может рассказать простая обертка от конфет или шоколада. Сейчас конфетные фантики прошлого столетия можно разглядывать как иллюстрации к учебникам истории - поведать они могут многое. Фантики столетней давности не выбрасывали, а бережно хранили, как будто знали, что они займут достойное место в музеях. Посетителям представят уникальные этикетки, придуманные Александром Родченко и Владимиром Маяковским, покажут портреты революционных деятелей на обертках карамели. Гости выставки узнают, как на обертки переносились целые страницы из истории - революция и Гражданская война. Учитель сюрреалистов Апрельская афиша богата на сюрреалистов и метафизиков. В Третьяковской галерее 20 апреля откроется выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения". Это первая масштабная ретроспектива итальянского художника в России - "повелителя снов" и учителя сюрреалистов. Благодаря фонду Джорджо и Изы де Кирико в Москву привезут 110 экспонатов: живопись, графику, скульптуры, театральные костюмы, архивные материалы и фотографии. Джорджо де Кирико родился в Греции, в городе Воло, где его отец, итальянский инженер, руководил постройкой железной дороги по линии Афины - Солоники. Его первыми работами были городские пейзажи, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне. С середины 1920-х годов, переехав в Париж, де Кирико, помимо станковой живописи, занялся декорациями для антрепризы Сергея Дягилева и театров Европы. Живопись де Кирико 1930-1970-х годов развивалась в двух совершенно разных направлениях. Это портреты, написанные под влиянием Тициана, Веронезе и Рубенса. Второе направление - метафизические полотна, глубоко меланхоличные и тревожные. Строгие кофейники В Галерее искусства стран Европы и Америки 25 апреля представят работы Джорджо Моранди - одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века. В экспозицию войдут 70 живописных полотен и акварелей из всемирно известных музеев и частных коллекций. Его называли "тихим гением", вдохновлявшимся Сезанном и страстно влюбленным в философию Ницше. Моранди - аскет во всем, в том числе выборе цветов и геометрии. Для своих натюрмортов он выбирал вполне "прозаических" героев - кофейники, банки, бутылки, но довел их изображение до такого совершенства, что не оторваться. Впервые в России будут показаны 20 гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания римской Национальной Калькографии, а также экспонаты из Музея Моранди в Болонье. Кстати В галерее "Арт-Кремль" 5 апреля начнет работу выставка костюмированной фарфоровой скульптуры "Русские монархи. Династия Романовых", организованная Музеем кукол "Галерея Анастасии Чижовой". История России в фарфоре? Легко! Основные герои, события - от первого русского императора Петра I до последнего царя Николая II. Посетителям представят авторские работы известного мастера, мэтра музейной куклы, художника театра и кино Олины Вентцель (1938-2007). Каждый экспонат создан вручную и в единственном экземпляре. Костюмы для кукол, высотой от 60 до 100 сантиметров, сшиты из парчи, бархата, шелка с использованием натурального меха и кожи, антикварных кружев, ручной вышивки бисером и жемчугом.

В Третьяковской галерее покажут лучшие работы Зинаиды Серебряковой
© Российская Газета