Фабр в Эрмитаже расколол общественное мнение

Исследовательская компания «Агентство социальной информации Санкт-Петербург» (АСИ) провела опрос среди посетителей Эрмитажа на тему скандальной выставки Яна Фабра, проходившей в музее с октября прошлого года по апрель нынешнего. Только 7% опрошенных считает, что интерес к экспозиции обусловлен художественными достоинствами представленных работ. Большинство респондентов заявляют, что выставка — это исключительно коммерческий проект, а интерес к ней во многом вызван тем, что она проводилась в Эрмитаже. Будь она в другом месте, пришло бы гораздо меньше людей, если бы вообще пришли. Интерес к выставке «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» с самого начала имел скандальный оттенок. Русская православная церковь, пользователи соцсетей и ряд известных людей выступили резко против. В интернете распространился хэштег #позорэрмитажу. Люди обвиняли Фабра в том, что в своих инсталляциях он использует туши мертвых животных. Музей, однако, выставку не закрыл, а даже наоборот — запустил хэштег #кошкизаФабра. А директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснял, что выставка не пропагандирует жестокое обращение с животными, а напротив, привлекает общественное внимание к гибели бездомных зверей — ведь Ян Фабр никого не убивал, а подбирал эти тела на обочинах дорог. Когда страсти улеглись и работа выставки подошла к концу, социологи опросили около 1 тыс. человек, выходивших из музея. Оказалось, что выставка привлекла внимание очень многих — ее посетил 91% опрошенных у Эрмитажа. Выставка вызвала противоречивую реакцию, разделив публику на три лагеря: сторонников (39%), противников (36%) и не определившихся (25%). Наиболее позитивно увиденное оценили молодые посетители и иностранцы. При этом постоянная экспозиция Эрмитажа показалась посетителям более интересной. Лишь 16% опрошенных ответили, что выставка Фабра интереснее классических шедевров музея. А 39% считают, что выставка вообще не интересна с художественной точки зрения и является исключительно коммерческим проектом. Лишь 7% считают, что интерес к ней обусловлен художественными достоинствами. Большинство же убеждено, что люди шли туда из-за высокой репутации Эрмитажа (52%) и скандала (27%). Подавляющее большинство посетителей (84%) уверены, что если бы Фабр экспонировался в другом музее города, туда пришло бы гораздо меньше людей. А 8% и вовсе убеждены, что в другое место не пришел бы никто, кроме организаторов и журналистов. — Основная роль музеев, помимо места хранения культурного наследия, — просветительская. И многие музеи сегодня, не только Эрмитаж, пытаются приобщать людей к такому серьезному направлению, как современное искусство, — пояснил «Известиям» исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев. По его словам, дальше всё зависит от культурного уровня и вкусов разных людей. Кого-то эта выставка заставит плеваться, другие будут в восторге. Говоря о современном искусстве в России, он отметил, что за долгие годы советской власти данное направление творчества подвергалось гонениям или замалчивалось. — Очень хорошо, что сейчас возникает открытая дискуссия по поводу таких выставок. Главное, чтобы не было цензуры, не было людей с авторитарным сознанием, которые обладали бы властью закрывать или не закрывать те или иные выставки. А так существует масса людей на земном шаре, которые не понимают и не приемлют такого творчества, — добавил он. Председатель Союза художников России и глава комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук сравнил реакцию на работы Фабра с отношением к творчеству Сальвадора Дали, который тоже эпатировал публику и воспринимался многими неоднозначно. Ничего крамольного в работах Фабра на выставке в Эрмитаже Андрей Ковальчук не видит. — В целом искусство развивается по двум направлениям: это традиционное искусство, представленное художниками классической школы, и то, что называют современным, актуальным искусством. Безусловно, существует и процесс нестыковки между ними, — сказал он. Говоря об ответственности Эрмитажа за спорный проект, эксперт отметил, что руководство музея не может опрашивать каждого посетителя или всех искусствоведов в стране по поводу того или иного художника. Найти полное взаимопонимание здесь если не невозможно, то очень сложно. — Допустим, выставка не соответствует моим личным вкусам. Но мне и в голову не придет учить господина Пиотровского, какие выставки ему проводить, а какие нет, — сказал председатель комиссии по образованию, культуре и науке законодательного собрания Петербурга Максим Резник. Бельгиец Ян Фабр — один из самых известных современных художников, а также скульптор, режиссер и сценарист. В своих инсталляциях он широко использует эстетику животного мира, оперирует панцирями жуков, скелетами, рогами, чучелами и изображениями животных в различных материалах, что у части публики вызывает недовольство. При этом в Эрмитаже неоднократно говорили, что художник не убивает животных, а чучела делает из уже погибших зверей, которых подбирает на обочинах дорог. Однако восприятие выставки людьми, не привыкшими видеть подобное, всё же вносит свои коррективы. Поэтому экспозиция была рекомендована к просмотру лицами старше 16 лет. ​​​​​​​

Фабр в Эрмитаже расколол общественное мнение
© Известия