Фестиваль PERFORM как путь к пониманию искусства

Документальные и художественные кинорассказы и киновыставки о вдохновении, жанровом своеобразии, судьбах и гримасах рока Дали и Малевича, Клуциса и Анри Руссо, Сергея Щукина и семейства Стайн, Роберта Уилсона и Роуз Хартман, скандальных импрессионистов, революционных новаторов искусства России 1917 года и эмоциональных взрывов немецких экспрессионистов на протяжении всего июля представлены в киноцентра Октябрь, площадках Государственной Третьяковской галереи, музея современного искусства “ГАРАЖ” и Центре дизайна ARTPLAY. Ревизор.ру рассказывает о самых интересных лентах фестиваля. Сергей Щукин. История коллекционера 52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE Фото: Москва Как и многие меценаты, Сергей Щукин был выходцем из старообрядческой семьи, совладелец и директор текстильной фирмы “Э. Циндель” и Даниловской мануфактуры, собиратель произведений импрессионистов, Гогена, Пикассо и Матисса. На основе его коллекций после революции был создан Государственный музей новой западной живописи, просуществовавший до 1948 г. После его ликвидации фонды были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вот, пожалуй, то основное, что мы знаем о знаменитом теперь русском коллекционере. Более полувека его имя пребывало в забвении, но фильм Татьяны Рахмановой впервые досконально исследует жизнь коллекционера и трагическую историю его собрания. Документальные кадры дореволюционной России сменяются парижскими салонами, рассказами научных сотрудников ГМИИ имени А.С. Пушкина и ГИМа. Мы то погружаемся в шикарные комнаты особняка мецената в Большом Знаменском переулке, где были развешаны полотна Сезанна, Гогена – художника тайны любви и смерти, Матисса, Ренуара и Пикассо, то отправляемся в путешествие в Египет и столицу Франции – в салоны художников и галереи. То была жизнь страстного поклонника искусства, презревшего все условности современного ему мира коллекционеров. Он первый понял мастерство Анри Матисса, хотя долго колебался в покупке знаменитой сейчас уже картины “Танец”. Её он таки повесил на парадной лестнице своего особняка. Также нелегко Щукин привыкал к “Женщине с веером” Пабло Пикассо, но и она нашла достойное место в его коллекции. Возможно, эта картина повлияла на другое полотно, только уже русского художника, Аристарха Лентулова – “Портрет актрисы О.В. Гзовской”? Поклонник искусства, Сергей Щукин, не забывал о нём даже в самые трагические дни своей жизни, потеряв сыновей и супругу. Живопись, картины, коллекционирование, поездки в Париж дарили ему небывалый витальный заряд. Так случилось и после 1917 года… Известный меценат эмигрировал сначала в Германию, потом в свою любимую Францию и скончался в Париже в 1936 году. А его коллекция вопреки всем трагическим перемещениям и расформированиям представляет сейчас гордость художественного собрания России. Фильм можно посмотреть 24 июля 2017 в 21.00 в киноцентре "Октябрь". Анри Руссо или расцвет современного искусства 52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE "Нападение в джунглях", 1891. У незаурядного художника-самоучки Анри Руссо драматических событий хватило с лихвой. 41 год он проработал клерком в таможенном департаменте Парижа, но его неколебимая вера в свой талант поддерживала его в окончательном разрыве с чиновничьим бытом в пользу живописи. Жизнь художника, сотканная из семейных неурядиц, потери жены и многочисленных мифов, была полна ярким и красочным миром буйно цветущих джунглей, таинственных городских пейзажей и сновидений в самом его творчестве. Руссо видел таинство там, где его не видел никто. Так происходит при взгляде на картину “Заклинательница змей”: перед взором оказываются луна и загадочные заросли Южной Америки, словно из мифов ацтеков, сама черным-чёрная заклинательница и удивительно послушные змеи, выползающие из кустов на зов дудочки – вот, что не даёт зрителю оторваться от картины. Той же загадкой окутана картина “Спящая цыганка” – дремлющая мирно женщина, рядом с ней кувшин (вероятно, в нём была вода – ведь дело происходит в пустыне) и лев. Только вот откуда тот появился в пустыне? Разгадку дал сам Руссо – он вспомнил легенду о святом Иерониме. Так почему же льву не прийти к цыганке! Картина истинно явление сюрреалистическое, недаром большим поклонником и другом Анри Руссо был Гийом Аполлинер. Мистериальность картины “Карнавальный вечер”, вероятно, вдохновляла бельгийца Рене Магритта. А в “Гернике” Пикассо слышны и осязаемы отзвуки “Войны или всадницы раздора”. Его картины причисляют к наивному искусству и примитивизму. Но вот какую эпитафию написал Аполлинер своему другу (позже эти слова были выгравированы на памятнике): “Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик”. Фильм можно посмотреть 25 июля 2017 года в киноцентре "Октябрь" в 19.30. Роден: D ivino #I nferno 52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE Франсуа Огюст Рене Роден – признанный мастер современной скульптуры, чьи произведения проникнуты духом романтизма, реализма и импрессионизма одновременно, в молодости работал подмастерьем и декоратором. Известнейшие всему миру работы созданы мастером уже в зрелые годы, часто вдохновлённые многолетним, но фатальным и трагедийным романом со своей ученицей, тоже скульптором, Камиллой Клодель. “Граждане Кале”, “Поцелуй”, “Мыслитель” – всё это законченные работы, но была одна, так и незавершённая, позже, уже после смерти Родена, выполненная по его эскизам – “Врата ада”. Изваяние грандиозное, вдохновлённое прочтением “Божественной комедии” Данте и увиденными в флорентийском баптистерии “Вратами рая” Микеланджело. Но с одной поправкой – антипод должен быть мрачным и холодным. Такой же холодностью и мрачностью красок веет в фильме от оживших скульптур Огюста Родена – они двигаются, изламываются и ломаются, но излом этот трагический. Роден вдохнул чувственность и жизнь в свои мраморно-каменные композиции, однако в рассказе о работе всей жизни мы видим адский всплеск эмоций, ярких, но горящих оранжевыми искрами. 27 лет скульптор работал над этим заказом – композиция должна была украсить портал здания музея декоративного искусства в Париже. Почти тридцать лет знаменитый французский ваятель создавал и сам же ломал и уничтожал свои работы и эскизы. Фигуры стражников ада, грешников, льстецов и насильников, ростовщиков и безбожных любовников должны были бы запечатлеть царство мрачного Аида, обиталище сатаны. А на самом верху композиции Роден планировал поместить своего “Мыслителя” – образ самого великого Данте. Но истовый и слишком эмоциональный художник так и смог остановиться на достигнутом, дойти до окончательного варианта, терзаемый непрекращающимися сомнениями. Но кто знает, удовлетворил бы мастера уже сделанный после его смерти вариант врат? Показы фильма пройдут 22 и 29 июля 2017 в киноцентре "Октябрь" в 18.00.

Фестиваль PERFORM как путь к пониманию искусства
© Ревизор.ru