Фестиваль уличного искусства побывал на Ямале

На улицах двух отдаленных поселений округа стало больше ярких красок. Уже третье лето подряд сюда приезжают гости – художники фестиваля «Стенограффия». Фестиваль уличного искусства «Стенограффия» – событие российского масштаба. Первые шедевры стрит-арта появились в Екатеринбурге в 2010 году. Затем фестиваль расширил свою географию до 10 населенных пунктов, став одним из наиболее заметных проектов программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Возможность каждый день любоваться произведениями уличных художников появилась и у жителей Ямало-Ненецкого автономного округа: яркими рисунками украсили дома в Ноябрьске, Муравленко, Новом Порту и Мысу Каменном. Этим летом фестиваль вернулся на Ямал. В конце августа художники вновь приехали в сёла на берегу Обской губы. – Первые два года мы отталкивались от детских рисунков: проводили среди местных ребят конкурс, лучшие работы профессиональные художники брали за основу. В этом году решили поступить иначе: команда «Стенограффии» разработала уникальный эскиз для каждого населенного пункта, – рассказала екатеринбурженка Анна Клец, куратор проекта. Но попробовать себя в творчестве детям, конечно, дали. Мы общаемся в одном из дворов Мыса Каменного, а по соседству проходит мастер-класс для сельской ребятни – мальчишки и девчонки при поддержке резидентов фестиваля разрисовывают старый контейнер, который теперь станет украшением села. – Поездки на Ямал – всегда маленькое приключение для нашей команды, и все с нетерпением ждут того, чтобы оказаться в этих местах. Живописность природы, теплый прием местных жителей нас очень манят. Ребята вдохновляются видами и разными историями, которые с нами тут происходят, ведь многое необычно для нас, горожан. А увидеть северное сияние – просто мечта, все с надеждой смотрят в небо: покажется оно или нет? Художники выстраиваются в очередь, чтобы попасть сюда, и мы выбираем самых надежных и профессиональных, – говорит Анна. Екатеринбуржец Андрей Топоров, рисующий на торце деревянной двухэтажки, – дипломированный финансист. Если бы дипломы вручали за успехи в граффити, райтер его бы тоже получил: уличным искусством он занимается последние семь лет, офисную работу, признаётся, давно забросил. Порисовать на Ямале художник мечтал уже давно. – Я пытался попасть сюда два года – после того как фестиваль впервые приехал в Мыс Каменный и Новый Порт и все увидели, какая здесь природа. Целое приключение – только добраться сюда, когда ты на вертолете летишь над тундрой. Это просто сказочно, – говорит Андрей. Параллельно работа кипит и в Новом Порту. Вечером с помощью проектора резиденты фестиваля высветили на фасаде начальной школы уже готовую картинку, затем по ней наметили контуры рисунка, закрасили цветными блоками фон. Но всё это – лишь подготовка. Дамир Бозик из Казани, рассказывают его товарищи, едва ли не единственный уличный художник в стране, работающий в технике пуантель: когда изображение выполняется не привычными линиями и заливкой объемов, а точками или, как в этом случае, пятнами краски. Дело осложняется еще и тем, что поверхность неровная – стены школы обшиты профнастилом. В общем, молодой человек с головой ушел в работу, и нам его посоветовали не отвлекать – любопытство журналистов взялся удовлетворить Константин Рахманов, руководитель фестиваля уличного искусства. Благодаря партнерству фестиваля с нефтяниками у художников есть всё необходимое для творчества – до места доставят, разместят, предоставят «холст» и материалы. В результате желающих участвовать в проекте хоть отбавляй, и немудрено, что рисунки, которые появятся в населенных пунктах, проходят жесткий конкурс. В этом году организаторы отобрали 35 эскизов, рассказал Константин, а всего получили около тысячи работ, в том числе из заграницы. Участвовать в «Стенограффии» хотели художники из Германии, Саудовской Аравии, Болгарии, ближнего зарубежья… Готовы были ехать даже за свои деньги. Но отбор прошли только отечественные кандидаты – уровень мастерства иностранцев оказался ниже, подчеркивает екатеринбуржец. Влиял на результат, конечно, и сюжет наброска. – В этом году мы отказались от заданных тем и решили, что нужно отталкиваться от места, где проходит «Стенограффия». Призываем художников продумывать рисунок для людей, которые по нескольку раз в день будут на него смотреть: и они должны радоваться, удивляться, делать с ним фото, он должен вызывать у них позитивные эмоции, – говорит руководитель фестиваля. И, судя по реакции прохожих, участники проекта добились цели. – Яркие краски всегда нужны, особенно в наших далеких северных поселках. Эта работа, безусловно, поможет создать особое настроение у детей и взрослых, – считает директор Новопортовской школы-интерната Светлана Черкашина. В психотерапии есть целое направление, которое называется цветотерапией. Новые арт-объекты действительно благотворно повлияют на людей, отмечает Екатерина Ефимова, психолог ямальского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие». При этом краски будут «работать» каждая по-своему. К примеру, оттенки оранжевого и желтого, которыми выполнено солнце – самый заметный элемент граффити в Новом Порту, ассоциируются с теплыми чувствами, ожиданием чего-то приятного и веселого, рассказала собеседница. – Желтый – цвет оптимизма, оранжевый же – цвет нового, необычного, – говорит психолог. – При этом голубой, бирюзовый и фиолетовый цвета настраивают на спокойствие, внутреннюю гармонию, познание и развитие, достижение результата. Новый облик начальной школы стал последним штрихом перед Днем знаний, уточнила Светлана Черкашина. В первый класс в Новом Порту в этом году пошли четыре десятка сельских ребятишек и маленьких тундровиков.

Фестиваль уличного искусства побывал на Ямале
© Красный Север