Открылась выставка фотохудожника Андрея Богдасевича

В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открылась выставка "Игры со временем". Главный герой арт-проекта фотохудожника Андрея Гордасевича – сам Наполеон Бонапарт.

Открылась выставка фотохудожника Андрея Богдасевича
© Вечерняя Москва

Как ни странно, и в свою эпоху, и сегодня великий полководец куда популярнее в нашей стране, чем во Франции. Исследователи, биографы, историки и просто увлеченные личностью французского императора люди не устают подчеркивать: на родине к Наполеону сохраняется весьма неоднозначное отношение.

Об этом говорил народный артист России Валерий Баринов, сыгравший Наполеона в театре. Поэтесса Марина Цветаева, 125-летие которой отмечается 8 октября, боготворила Наполеона. В юности портретом Наполеона она закрыла икону. Это был не только ее дерзкий протест, но и выбор – всегда быть на стороне непокорных, мятежных, роковых героев. Наполеону Цветаева посвятила стихотворение «Бонапартисты», которое заканчивается искренним признанием в любви: «Любите? Знаете? Знаю. Люблю. С ним в заточенье пошли бы? За императора сердце и кровь – Все за святые знамена». О сражении под Аустерлицем Марина Цветаева пишет: «День Аустерлица – обман, волшебство, легкая пена прилива».

Андрей Гордасевич с помощью передовых арт-технологий реконструирует эпоху наполеоновских сражений. В 2014-2017 он снимал «закулисье» реконструкции как пространство для игр со временем. Помимо своих фотографий Гордасевич представил на экспозиции рисунки очевидца событий 1812 года - конного гренадера Нуаро.

Автор проекта посчитал: если сохранились рисунки войны 1812 года, и они попали в Москву, почему бы нам, москвичам, не воспользоваться ими, чтобы перенестись во времена Наполеона? И решился совершить путешествие во времени. Тем более, если в Москве едва ли не каждый второй камень помнит о французском вторжении и его последствиях. Помнят о нем и храмы, в частности храм воина Иоанна на Большой Якиманке, перед старинным ограждением которого пламя пожара 1812 года в прямом смысле остановилось, и храм был сохранен. Помнит земля, небо и человек. Память передается генетически – через потомков. Андрей Гордасевич рассказал о своем проекте «ВМ»:

- Нуаро, рисунки которого я использую в проекте, - летописец быта, свидетель того, что в более поздние времена документировали бы с помощью фотокамеры. Поэтому я как бы отыскиваю в современной реконструкции те мотивы, которые Нуаро нарисовал как свидетель того времени, и снимаю их. Разумеется, не совсем линейно, но связь есть. Экспозиция черно-белая - рисунки карандаша на бумаге. Более 10 лет Андрей Гордасевич работал исключительно с черно-белой пленкой, с 2012 года сделал ряд проектов в цвете, среди которых «Гавана: портреты по дороге», «Дневник из Пушкара», «Пересечения», «Быстрое золото». Две последних выставки получили ряд международных наград.

Экспозиция открыта до 4 декабря.