Научно-практическая конференция, презентации книг и буклетов, показ спектаклей, творческие вечера и концерты - академический театр им. Горького отметил 85-летие с размахом. О незабываемых мгновениях, прожитых театром, рассказывают две выставки. Одна - «Свидетельство о театре» открылась в музее им. Арсеньева, другая «Театральная» - в Приморском отделении Союза художников. Экспозиции дополняют друг друга, дают полное представление об истории юбиляра, его ярких страницах, преданных служителях и благодарных зрителях. Вторая жизнь афиш Театр имени пролетарского писателя Максима Горького открылся революционным ноябрём 1932 года пьесой советского драматурга Зархи «Улица радости». Вначале он назывался Приморским краевым драматическим. Звание академический получил в конце 70-х. За всё время сыграно более 500 спектаклей. Собран солидный архив: афиши, программы, эскизы к постановкам, фотографии, - дорогие сердцу документальные свидетельства минут, пережитых на сцене и в зрительном зале, которых уже не вернуть. Выставка «Свидетельство о театре» открылась в главном корпусе музея им. Арсеньева. По словам куратора Андрея Василенко, её главная цель - показать эфемерность театрального события. - Любой спектакль, даже если идёт многие годы, каждый раз новый, - подчеркнул куратор. - Получается, что не поддаётся театральное событие фиксации исторической. Мы решили базироваться на документах, на тех следах, которые после себя театр оставляет. Это программки, фотографии. Основная идея выставки в том, чтобы показать, как через постановки театр транслирует себя. Некоторые спектакли были частью идеологической машины. Как вспоминает худ. руководитель театра, приказ о «нужных» и «полезных» строителям коммунизма пьесах спускались сверху. Несмотря на официальный заказ, одна из революционных постановок получилась воистину грандиозной. Речь идет о спектакле «Разгром» режиссёра Ефима Табачникова. На декорации ушло 40 кубометров леса. Играли с душой, в том числе и сам Ефим Звеняцкий в роли Мечика. Программки пьес «Первой конной» и «Поминальной молитвы» оказались рядом, и в этом многообразии суть динамики театра. Были спектакли проходящие и поистине великие, ставшие визитной карточкой театра не только в России, но и за рубежом. К некоторым сюжетам возвращались. Первая постановка романа «Анна Каренина» была сделана в 30-е годы. Сейчас спектакль идёт в театре в новой интерпретации иностранного режиссёра Мортена Боргерсена. - С 1965 года я могу рассказать о каждой фотографии, представленной здесь, - сказал на открытии выставки Ефим Звеняцкий. - Кто что ставил, кто кого играл. Театр - это уже историческая реликвия. Интересно, что с открытием выставки «Свидетельство о театре» процесс работы над творческой идеей не прекратится. Директор музея предложил собрать аудиоархив из интервью с актёрами, режиссёрами и другими личностями, связанными с театром. - Коллекцию в качестве аудиоархива представим под конец выставки, - добавил Виктор ШАЛАЙ. - Хочу предложить театру партнёрство, которое, может быть, будет работать, когда уже всех нас не будет. Это партнёрство по передаче всех материалов или хотя бы их копий на хранение в музей. Хочется, чтобы о театре сохранилось как можно больше. Ефим Звеняцкий принял предложение, высказав идею о сближении музея и театра. А заслуженная артистка России Лариса Белоброва назвала выставку «шагом вперёд в прошлое», подчеркнув, что она имеет личное значение для каждого, кто эти годы связал свою жизнь с Приморским академическим. Выставка продолжит работу до конца января 2018 года. Пейзажи и костюмы Спектакль творят не только актеры, но и художники, костюмеры. О закулисных мастерах юбиляра рассказывает выставка «Театральная», открывшаяся в Приморском отделении союза художников. В экспозиции - эскизы костюмов, работы приморских художников 50-70-х годов. Как пояснила искусствовед Ольга Зотова, каждую осень в залах Союза художников проходит краевая выставка. Обычно это серии пейзажей, натюрмортов, словом, итоги летнего пленэра. На этот раз, авторам обозначили чёткую тематику - театр как вид искусства. - В итоге мы получили интереснейшие работы, в которых тема театра преломляется под самым неожиданным углом, - отметила искусствовед. - Например, великолепные картины Лидии Козьминой, Евгения Фомина, Марины Пихтовниковой, удивительные горячие эмали Мирославы Снигарь, утончённые ювелирные изделия Артема Смыченко. Выставка дополнена костюмами к спектаклям, эскизами сценографа Владимира Колтунова и художника по костюмам Андрея Климова. Это и утончённые платья Золушки и героини «Летучей мыши», роскошный царский костюм из «Бориса Годунова». Органично вписались в пространство картины Степана Арефина, Натальи Стороженко, Евгения Пыжова, Бориса Локтина. Свои работы предоставили «кукольных дел мастера» - художники Людмила Тимофеева и Ирина Цыпылова. - Выставка действительно стала театральной, - добавила Ольга Зотова. - Она рассказывает и о конкретном месте, о прекрасном театре, который отмечает свой юбилей, и об этом великолепном искусстве, о его волшебстве. Выставка продлится до 12 ноября. Вход свободный. Надежда ЛУЖИНА

Вперёд в прошлое
© АиФ-Владивосток