На Самару "опустилась" "Ночь искусств"

Матросы и солдаты с красными повязками шагали по мраморным лестницам, а поверх лепнины начала XX века уже красовались алые перетяги: " Кино — в массы", "Это граждане — музей! Собирайся и глазей!", "Революционный держите шаг". Не было только неугомонных врагов либо они дремали. И все это акция "Ночь искусств" в Художественном музее. В фойе артисты цирка жонглировали и показывали фокусы, а дама в красном — Сонька Золотая Ручка — предлагала подержать сумочку и безо всякого умысла раздавала пятипроцентные облигации. Художественный музей назвал свою акцию "Великая утопия" и предложил взглянуть на революционные события через призму авангарда. Соответствующая атрибутика, суровые солдатские лица, одновременно богемного вида поэты, художники и даже модели подиума смотрелись вполне органично, тем более в интерьерах выставки "Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года" в Мраморном зале. Успокоившийся после своей революционной деятельности Ленин с картины Рудольфа Баранова взирал на все происходящее со смиренным удовлетворением. Рядом — работы авангардистов начала ХХ века — суровый реализм и солнечное, позитивное изображение советской действительности. Часть публики сразу же разбрелась по залам основной экспозиции и в связи с этим версус-баттл поэтов решено было перенести на час позже. А как не разбрестись, "Ночь искусств" — прекрасная возможность не просто увидеть перформансы и инсталляции, но и вновь повстречаться с работами Репина, Айвазовского, Серова, Маковского… В восемь вечера зазвучал оркестр и публика потянулась на версус-баттл поэтов революционной России. На ринге — Маяковский, Бурлюк, Сергей Спасский, Василий Каменский… Угадывать кто есть кто не приходилось, у каждого буквально на лбу маркером было написано имя. Не для удобства, просто напоминание о том, что художники-футуристы в начале ХХ века пропагандировали идеи масочно-ряженного боди-арта, разрисовывая свои лица и превращая себя в живые художественные объекты. О каждом произносили несколько слов с позиции современности. Например, Надежда Павлович. Была влюблена в Блока, жила одно время в Самаре, пережила почти всех своих современников, из всего ее наследия осталась лишь маленькая стопка книг, одна из главных ее заслуг — сохранение Оптины пустыни. Знаменитые поэты производили впечатление ряженых для школьного спектакля, но публика с охотой включилась в соревнование. На втором этаже музея работал художник, рисовавший желающих в стиле Малевича, Бурлюка, Шагала… Событием вечера стало "Авангардное дефиле". Модные коллекции представила дизайнер Светлана Черкашина, победитель XV фестиваля "Поволжские сезоны Александра Васильева". По красной дорожке прошлись и юные модники в костюмах, созданных из подручных средств — цветной бумаги и картона. Кажется основная жизнь "Ночи искусств-2017" была сосредоточена именно в Художественном музее, где каждый зал предлагал посетителю что-то особенное. Выставка Александра Волкова в зале "Коллекционер" и там же мастер-класс по авангардному моделированию для детей и их родителей. Продолжение выставки Волкова в Лекционном зале и там же научно-популярная лекция. Но если лозунгом "Ночи искусств" в Художественном музее стала фаза "искусство объединяет", то Музей модерна предложил разъединиться. И разъединил искусство на классическое и современное. В Музее модерна все проходило более размеренно и кулуарно. Приглушенный свет, тихие разговоры, в отличии от сияющего хрусталя и светского шума Художественного. Группа с экскурсоводом, еще группа — на мастер-классе Натальи Суботиной "Рисунок с натуры". Это на первом этаже. Уже к половине девятого отзвучала классическая музыка. Кстати, в девять охранник уже грудью стоял, не пропуская желающих: "Не положено, народу и так много". И, не смотря на то, что часть публики одевалась и покидала музей, пробраться новым не было возможности. Удостоверение корреспондента "ВК" охранник очень тщательно и долго изучал, сверял фотографию с подлинником и, вздохнув, вынужден был посторониться. На втором этаже особняка Курлиной, кроме фотовыставки Мишеля Сима "Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены", разместились различные инсталляции, например, елка, украшенная не игрушками и гирляндами, а надписями "шарик", "сосулька", "фонарик". Кажется, в театре Шекспира вместо декораций пользовались табличками с надписями "лес", "деревня", и каждый представлял свое конкретное место действия. Еще одна комната "В спальне" с ведрами, веревками и прочим бытовым инвентарем и массой домыслов. Самым интересным показалась "Комната темноты". Абсолютно пустая и действительно темная, очутившись в которой каждый делился своим ощущением: некомфортности, страха или, напротив, — спокойствия и раскрепощенности. Делился очень искренне, потому что в темной комнате никто никого не видит и это большой плюс. Сколько людей здесь? Кто они? Какая разница… В Музее модерна в "Ночь искусств" прошли лекции, концерты, сеанс немого кино и перформансы от театра "Место действия". Самой тихой, камерной, почти семейной, показалась "Ночь" в Литературном музее, хотя свернуть в усадьбу заставили громкие звуки музыки. Оказалось, что звуки только во дворе, а в самом музее тихо, в фойе травяной чай из самовара, и никто не утруждает себя проверкой билетов, многие этим пользуются и тихо проскальзывают в залы. Темной ночью можно было побродить по лабиринтам музея, посидеть в полумраке за ломберным столиком, пытаясь разобрать рукописи Толстого. Еще зал, лестница вниз, и в свете загадочных синих ламп стенды, предметы, задумчивые посетители. Впрочем, в девять вечера на втором этаже зазвучала группа "Дзен Сити". В одиннадцатом часу началась экскурсия "Золотой ключик, или Приключения Буратино", но отдельные посетители предпочитали просто гулять по усадьбе, или в одиночестве по темным залам… Можно было заглянуть и в окошечко инсталяции "Между строк текста романа "Хождение по мукам" — там были видны в беспорядке расставленные, или даже сваленные в кучу стулья, печатную машинку, чемоданы… Когда бы вы знали, из какого сора… "Ночь музеев", как показывает опыт, пользуется популярностью у самарцев. Кто-то, заглянув в Художественный, там и остался, тем более программа была очень насыщенной, за баттлом следовало дефиле, за дефиле — экскурсия… Но с другой стороны, стоимость билета составляла 300 руб., а если с ребенком, которому уже пять, то 600. В общем, несколько раз подумаешь, идти или не идти в другое место, хотя рядом и Детская картинная галерея, и кинотеатр "Художественный", в котором своя программа. А вернуться уже нельзя, придется заново покупать билет. В Музее модерна ночь искусств стоила 150 руб., но каждый должен был выбрать: традиционное или современное искусство он хочет смотреть. А вдруг на первом этаже интересней чем на втором, а в рядах любителей классики и модерна уже все занято. В Литмузее — 150 руб., и если ребенку нет семи, то бесплатно, после семи — 100 рублей. На семью из трех человек получается 400 рублей. Может, пора уже вводить единый многоразовый билет на "Ночи" в музеях? Хотя, несмотря на цены, самарцы в эту "Ночь искусств" заполнили все музеи и галереи, и даже в десять вечера наплыв публики не прекращался, а только нарастал.