Что покупать на ярмарке Non/fictio№19?

Вчера в ЦДХ открылась 19-я книжная ярмарка Non/fictio№19, которая продлится до конца недели. Рассказываем о книгах, на которые стоит обратить внимание.

Что покупать на ярмарке Non/fictio№19?
© Москва24

Том Хэнкс. Уникальный экземпляр

О том, что осенью у Тома Хэнкса состоится литературный дебют, стало известно еще в феврале. Над книгой актер работал два года: в нее вошли 17 историй с разными сюжетными линиями, но одними и теми же героями. Изначально предполагалось, что сборник будет называться "Истории о незаурядных пишущих машинках", потому что Хэнкс сам коллекционирует их, однако финальное название было изменено. В Америке книга была опубликована издательством Alfred A. Knopf. Его главный редактор Сонни Мехта сказал, что искренне "впечатлен литературным дебютом Хэнкса". "Мне очень понравились широта его писательского диапазона, юмор и гуманизм, которые он вложил в свои произведения", – пояснил он.

Инухико Ёмота. Теория каваии

Если вы уже побывали на выставке Такаси Мураками в "Гараже", то термин "каваи" в заголовке вас точно заинтересует. Культуролог Инухико Ёмота взялся объяснить феноменальную популярность аниме, Сейлор Мун и эстетики Hello, Kitty во всем мире и сделал это невероятно убедительно.

Пьер Байяр. Титаник утонет

Автор знаменитого труда "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали", литературовед и мистификатор Пьер Байяр решил исследовать пророческую силу литературы. Его новая книга посвящена тем событиям, которые вначале были описаны в литературе, а потом с парадоксальной точностью произошли в реальной жизни. Байяр проанализировал и собрал самые жуткие предсказания – от Франца Кафки до Эдгара Аллана По – в один сборник.

Эрик Ларсон. Дьявол в Белом городе: история серийного маньяка Холмса

"Дьявол в Белом городе" – одна из самых жутких и удивительных детективных историй, имеющих документальную основу. Поговаривают, что Мартин Скорцезе снимет по ней фильм с Леонардо ДиКаприо в главной роли. А пока что историю о маньяке, построившем отель с кучей потайных комнат, можно только почитать. Несмотря на то что книга основана на кропотливой работе с документами, читается она как самый захватывающий детектив.

А еще... На 19-й ярмарке Non/fictio№19 издательство "Новое литературное обозрение" презентовало серию книг о самых-самых спорных вопросах отечественной истории. Пока что НЛО выпустило пять томов, посвященных Кавказской войне, роли Николая II и Петра I в истории, взаимоотношениях с США и надзору за иностранцами в России. Авторы без научного снобизма, но с вниманием к деталям рассматривают и сопоставляют различные точки зрения, приводя аргументы в пользу каждой из них, однако оставляют за читателем право решать, кто в конце концов прав.

Евгений Анисимов. Петр I: благо или зло для России?

То, что Петр I был гением, никто оспаривать не возьмется, а вот злым или добрым – не понятно до сих пор. Как бы развивалась Российская империя, если бы этот государь не вписал свое имя в историю теми реформами, которые он провел, и теми мерами, которые он принял? Именно с него начинаются все споры о "западном" и "исконном" путях России. Одни считают, что он вырвал страну из отсталого варварского мира, другие – что насадил чуждые традиции, которые до сих пор искажают восприятие русской действительности. Доктор исторических наук, профессор петербургского филиала НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Анисимов объясняет обе позиции, при этом не вынуждая читателя сидеть в обнимку со словарем исторических терминов.

Кирилл Соловьев. Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна

В год столетия русской революции такая книга о Николае II и его роли в истории не могла не выйти. Кирилл Соловьев рассуждает о причинах падения Российской империи и причинах ее долголетия. В 1897 году в ходе первой всероссийской переписи населения Николай II в анкетной графе "род деятельности" написал фразу "хозяин земли русской", которая стала одной из отправных точек исследования. Возможно ли было сохранить самодержавие в геополитических и социальных условиях на рубеже XIX−XX веков? Мог ли Николай II противостоять государственной машиной бюрократического аппарата или управлять ею ее в условиях отсутствия необходимых правовых институтов? И вообще, в какой конкретно момент началась Великая революция, стершая империю с лица земли?

Вера Мильчина. "Французы полезные и вредные": надзор за иностранцами в России при Николае I

Вера Мильчина – кандидат филологических наук, историк литературы, переводчик. Огромное количество ее исследовательских работ посвящено именно истории Франции и взаимоотношений Франции и России. В новой книге, которая вышла в издательстве НЛО, она пишет о том, как французы смотрели на русских, а русские − на французов, на каких кораблях добирались, какие документы предъявляли пограничникам, что за карикатуры рисовали друг на друга, и делает это в жутко увлекательной форме. Мильчина пытается ответить на один из главных вопросов к русской истории: почему из всех стран для подражания русская интеллигенция выбрала именно Францию? И почему, несмотря на войны, Наполеон всегда оставался героем, мода – парижской, а язык аристократов – именно французский?

Амиран Урушадзе. Кавказская война. Семь историй

О Кавказской войне в школьных учебниках истории обычно дается минимум информации, что не дает представления о ее значении в судьбе страны и уж тем более никак не объясняет ее связи с сегодняшней ситуацией в регионе. Однако это совершенно не означает, что ее события были забыты историками или на них никто до сих пор не обратил внимания. Профессор Южного федерального университета Амиран Урушадзе пытается исправить ситуацию и показать, насколько велика роль тех событий в формировании мультикультурного и мультирелигиозного государства в осознании нашей собственной идентичности и в исторических проблемах того географического наследства, которое современная Россия получила от Российской империи и Советского Союза.

Иван Курилла. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США

Историю российско-американских отношений обычно пишут как историю противостояний, конфликтов и дипломатических интриг, представляя две державы чуть ли не единственными оппонентами на планете, каждый из которых не может спокойно жить, пока существует другой. Профессор Европейского университета (СПб) Иван Курилла пытается преодолеть эти формальности, рассказывая не о политике, а о переплетении человеческих судеб, об истории людей и идей, которые сформировали обе страны, о том, что одной из стран не было бы без другой, о взаимном влиянии культур и прочих гуманитарных ценностей.