Ещё

Сколько окон, а Россия одна: приморцам показали живописный взгляд на жизнь 

Фото: АиФ-Владивосток

50 картин художников семи поколений — и все из фонда Третьяковки… Да в наш Владивосток до сего дня столько работ из запасников этой галереи не приезжало!

А имена какие! Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Борис Иогансон, Борис Кустодиев, Константин Истомин, Александр Лабас, Юрий Пименов… И даже если вы летаете раз в неделю в столицу и являетесь завсегдатаем в залах Третьяковки, вам всё надо посмотреть на «Окна России». Здесь на 95% представлены именно работы из фондов, те, что и в основных залах выставляются редко. Как рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Треуглова, в залах выставляется не более 10% фонда, а остальное — по случаю, на тематических выставках.

Цветы, самолёт, ожидание

Те же «Гладиолусы» Таира Салахова произвели фурор на недавней и весьма активно обсуждавшейся и в Сети, и в СМИ выставке «Оттепель».

— На картине окна как бы и нет, — неспешно рассказывает хранитель Третьяковской галереи, куратор выставки «Окна в Россию» Ольга ПОЛЯНСКАЯ. — Но при этом ясно, что цветы стоят на подоконнике и именно из окна открывается вид на этот тёплый летний день, на двор, на светлые стены соседнего дома… Светлые краски, лиричное настроение так свойственны многим художникам того времени, которое мы называем «оттепель», и Таир Салахов передал саму суть этого периода в своей замечательной работе…

«Гладиолусы» Таира Салахова — далеко не единственная картина, на которую стоит посмотреть, заглянув на выставку в Приморскую картинную галерею. Интересно то, что кураторы подбирали картины так, чтобы показать зрителям неожиданные ракурсы творчества, казалось бы, классиков того или иного вида живописи.

Вот, например, Александр Герасимов. Художник, властями СССР в 30-40-е годы обласканный. Его многие считают «придворным», ещё бы — писал и Сталина, и Горького, и Ленина, и творческую элиту… А на выставке вы вдруг останавливаетесь у великолепного натюрморта с невероятными, пышными, только что с куста, розами — и замираете, потому что кажется, что вас окутывает волна этого аромата роз… И только тогда глаз замечает табличку с авторством — Александр Герасимов. Кто бы мог подумать, что он — такой лирик!

Или вот Константин Истомин — между прочим, в детстве три года проживший во Владивостоке, классик революционного искусства, вдруг предстает перед нами почти романтиком — сколько нежного света в его работе «В комнате», какие тонкие линии…

Авангардист Александр Лабас раскрывается как художник-мечтатель, перед его работой «В самолёте» 1936 года, право же, стоит постоять подольше и внимательно рассмотреть. Возможно, сам художник ни разу никуда не летал, но как он представлял себе полёт.

Настроение — вот главное, что дарит вам каждый зал, каждая работа на выставке «Окна в Россию». У «Ожидания» Юрия Пименова можно стоять хоть полчаса, вспоминая, как это — мучительно мечтать услышать в трубке любимый голос, когда за окном мрачно так же, как в душе. А рядом с «Зима пришла. Детство» Сергея Тутунова вас будут обуревать совсем другие чувства — вы почти наверняка ощутите в душе всплеск веры в чудо, вспомните, как это в детстве — радоваться первому снегу.

Зеркала мира

— Если вы внимательно всматривались в каждую работу, — продолжает рассказ Ольга Полянская, — то наверняка поняли, что они объединены общей темой — взгляд на жизнь из окна, распахнутого в мир, в природу.

Тема «Окно, открытое в мир» появилась ещё в искусстве Ренессанса и с тех пор вдохновляла многих великих художников. В каждой картине на выставке «Окна в Россию» есть либо изображение окна, либо самой картины как окна — у Игоря Грабаря «На даче», где он вычерчивает словно некий портал, из которого открывается выход в природу. Либо веранды, с которой открывается опять же некий вид на приватную, спокойную жизнь людей. Либо образ зеркала, в котором отражается мир за окном.

И какое окно ни распахни, образно говоря, за ним — Россия. Кураторы выставки проделали невероятную работу, открыв нам, можно сказать, золотые запасы в запасниках Третьяковки, простите, читатель, за тавтологию. И не зря директор Третьяковской галереи, прилетевшая на открытие выставки во Владивосток, не сдержала восхищения, когда прошлась по залам, где представлены картины из собрания подведомственного ей учреждения!

— Для меня лично выставка стала откровением, своего рода окном, распахнутым в те богатства, что мы храним в своих фондах, — сказала Зельфира ТРЕУГЛОВА. — И я поняла, что наши планы начать активнее использовать свою коллекцию ХХ века в региональных, и не только, выставках давно пора воплощать в жизнь. Что обычно просят у Третьяковки «на показ»? Если музей зарубежный — то почти всегда русский авангард. А если региональный, российский, то просьба тоже одинакова — «нам 200 граммов передвижников отвесьте». А нам кажется, что такое узкое, ограниченное представление о том, какие фонды хранятся в Третьяковке, надо менять, надо популяризировать русское искусство ХХ века, показать, что всегда, во все времена в русском искусстве существовали великие мастера.

КСТАТИ

Основная идея проекта «Окна в Россию» — показать миллионам россиян, как менялась наша страна в течение почти 200 лет на примере произведений, созданных живописцами-классиками русского и советского искусства, из собраний Государственной Третьяковской галереи. Семь поколений художников — от начала 20-х годов до середины 60-х прошлого века — представлено на выставке.

ВАЖНО

Выставка продлится до 14 января 2018 г. по адресу ул. Алеутская, 12. Время работы: 10.00 — 18.00.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео