Айвазовский на аукционе: подлинник или подделка

Российские эксперты и знатоки великого мариниста в этом сомневаются, потому что, по их мнению, установлена слишком низкая цена, да и сама картина и ее исполнение вызывают массу вопросов.

Айвазовский на аукционе: подлинник или подделка
© 360tv.ru

На аукционе Артхаус Хейтманек ((Аrthouse Hejtmánek)) в Праге цена на картину, обозначенную авторством Ивана Айвазовского, стартует от полумиллиона долларов. Специалисты в один голос заявляют, что сумма для такой сенсации неприлично занижена. Обнаружение нового, доселе неизвестного полотна легендарного мариниста — это сенсация, и 500 тысяч — маловато за нее. Поэтому сомнения в его подлинности зазвучали сразу. Да еще и делать экспертизу на родине художника чешские владельцы отказались.

"Хозяева картины не хотели этого делать, потому что хотели эту картину продать. Поэтому им было достаточно тех доказательств, которые им были собраны в Чехии. Доказательства, которые были собраны — это реставраторский отчет, в котором указано, что картина находилась на реставрации и приведены какие-то химико-технологические данные. Также там говорится, что подпись аутентична", — говорит Ирина Шульц, главный редактор газеты «Пражский экспресс».

Картина действительно датируется концом 19-го века, но автор, как предварительно заявляют российские эксперты, не Айвазовский. По одной из гипотез, картину мог написать современник Айвазовского тоже маринист-баталист француз Жан Антуан Теодор Гюден (Jean Antoine Théodore de Gudin).

Со стопроцентной уверенностью это утверждать нельзя. Для начала требуется проведение сравнительного научного анализа. С другой стороны, как считают эксперты, это действительно может быть копия, изображающая приемы мастера и его манеру. Практика для художников того времени обыденная.

"Копирование работ Айвазовского было очень распространенным явлением. Это копирование производилось не для того, чтобы их потом продать с аукционов, а это копирование производилось, чтобы изучить приемы художника и, вообще, на протяжении долгого времени копирование считалось положительным способом обучения художников", — отмечает Татьяна Гайдук, российский эксперт, директор Феодосийской картинной галереи Айвазовского.

Сегодня эти копии лакомый кусок на черном рынке. Химические и спектральные анализы покажут, что картина написана при жизни Айвазовского, правда вот подпись и ее присутствие на полотне подделать сложнее всего — именно она, и выдает историческую подделку. У Айвазовского такого сюжета не было в принципе, и ни в одном каталоге такая картина не зарегистрирована, да и манера не его.

На какого покупателя рассчитывают чешские галеристы до конца не ясно. В случае интереса со стороны серьезных коллекционеров, однозначно потребуется российская экспертиза. В аукционном мире это даже не обсуждается. С другой стороны, картина может уйти и на внутреннем чешском рынке по низкой цене и визой чешских экспертов, но оригиналом ее это не сделает.