При музеях появятся археологические хранилища

Российские археологи в последние годы всё чаще сталкиваются с тем, что не могут сдать свои находки в музеи. Чтобы исправить ситуацию, Правительство должно разработать комплекс мер по созданию при федеральных и региональных музеях археологических центров и хранилищ. К такому выводу пришли участники круглого стола в Госдуме.

При музеях появятся археологические хранилища
© Парламентская газета

Проблема хранения археологических коллекций и их передача музейщикам стоит очень остро, признаёт вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН Николай Макаров.

«Объёмы раскопок растут, коллекции велики, и в них много вещей, которые не имеют экспозиционной ценности. В глазах рядового посетителя они не интересны, но являются огромным носителем информации о прошлом», — объяснил учёный. Если несколько десятилетий назад крошечные фрагменты дерева, кости или металла ничего не говорили историкам, то теперь при их лабораторном анализе можно получить уникальные данные. При этом археологи не тянут с раскопов всё, что ни попадя — в их коллекции попадает примерно десятая часть из найденных предметов.

Макаров напомнил, что впервые тему археологи обсуждали с Владимиром Путиным в бытность его премьером ещё в 2010 году. Результатом той встречи стало поручение проработать вопрос о строительстве специальных хранилищ для археологических коллекций при музеях. С тех пор проблема не только не решена, а скорее усугубилась. Самая частая причина отказа музеев в приёме археологических коллекций — «отсутствие помещений для хранения».

«Недавно Министерство культуры дало прямое указание не принимать часть археологических находок, и они возвращаются обратно учёным, — посетовал Макаров. — По сути, мы являемся нарушителями закона, потому что не можем передать вещи в музеи, но и хранить их у себя нельзя».

По словам вице-президента РАН, чрезмерно усложнена и процедура принятия археологического материала. Так, алгоритмы музейных описаний для фрагментов средневековой керамики и полотен Рембрандта одинаковы.

Макаров предложил разработать особый порядок постановки на учёт объектов, которые имеют историко-культурную ценность с точки зрения археологии, не допустить возврата музеями части коллекций археологам, а также внести изменения в законодательные и нормативные акты, которые регулируют порядок деятельности музеев, формирование и использование музейного фонда, регистрацию музейных предметов.

Надо подумать о создании некоего общего для музеев федерального хранилища с реставрационными мастерскими и возможностью научной обработки, считает гендиректор Музея Москвы Алина Сапрыкина. «В такую промежуточную базу стекался бы весь археологический материал, и музеи, взаимодействуя с этим комплексом, выбирали бы материал для экспонирования», — пояснила она.

На то, что в археологических раскопках всё меньше научной составляющей, пожаловался зампред Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Сергей Рыбаков.

«Очевидная глупость, когда раскопки проводятся как производственные работы. Очень хорошо это вижу на примере Владимирской области. Вроде бы работают научные организации, но за последние годы нет ни одной публикации, в которой бы рассказывалось, что, собственно, нашли. Мне очень бы хотелось, чтобы чёткая система была установлена», — рассказал сенатор.

Депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек обратил внимание на то, что в республике проводится оформление прав физических и юридических лиц на землю, в связи с чем значительно расширилась потребность в оперативном проведении государственной историко-культурной экспертизы земельных участков в виде археологических полевых работ. Проблема актуальна и для других регионов, отметил он.

В проекте рекомендаций круглого стола Правительству предлагается «разработать комплекс мер по созданию при федеральных музеях и музеях субъектов Федерации специализированных археологических центров и хранилищ».

Кроме того, Министерству культуры рекомендовано установить порядок, при котором археологи должны будут в течение трёх лет после завершения раскопок передавать археологические находки в государственную часть музейного фонда.