Много Айвазовского: подлинники великого мариниста приехали во Владивосток

Масштабной, редкой и без преувеличения беспрецедентной для Владивостока выставкой, в Приморской картинной галерее отметили 200-летие со дня рождения мастера - Ивана Айвазовского. В проекте приняли участие музеи Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска, Иркутска, Хабаровска, Красноярска, Севастополя, Симферополя, Барнаула, Улан-Удэ. Лунные ночи «Замечательная, превосходная, восхитительная». «Впервые видим так много его картин в одном зале». Каких только эпитетов не удостоилась выставка «Иван Айвазовский - великий маринист» из уст многочисленных посетителей. У поклонников художника нет определённого возраста и социального статуса. Увидеть все грани родной для Владивостока морской стихии пришли школьники и студенты, люди среднего и старшего поколения. Инженеры, врачи, программисты. Пришли семьи - дети с родителями, бабушки с внуками; и было много влюблённых пар. Все завороженно замирали у картин, передающих то «бурю и натиск», то безмятежный штиль. Среди шедевров обнаруживали авторское повторение в миниатюре «Девятого вала», картины, которая у всех на слуху. - Сама рисую, занимаюсь творчеством, поэтому здесь, - говорит дизайнер Милена. - Зарядиться этой энергетикой бесценно. Моё открытие - Айвазовский был чрезвычайно здоровым человеком. Его картины лечат, они жизнеутверждающие. Конечно, «Девятый вал» хотелось бы увидеть воочию, здесь маленькая копия, правда, написанная самим художником. - Когда смотришь на эти картины, будто бы проникаешь в них, - признаётся школьница Яна ЛУГОВАЯ. - Необъяснимый магический эффект! Особенно красивы закаты. - Сколько ни была в музеях страны, в таком количестве его картины можно посмотреть разве что в каталоге, - добавляет бабушка девочки. - Большое спасибо организаторам! Действительно, компетентные эксперты назвали этот проект третьим по значимости после выставок, организованных в Москве и Петербурге. Впрочем, как сыронизировали научные сотрудники, поводящие экскурсии по залу, наследия художника хватило на всех. За свою долгую жизнь он написал около шести тысяч картин. Морских пейзажей - большинство. - Из 42 работ 12 - лунные ночи, - рассказывает младший научный сотрудник научно-просветительского отдела галереи Антонина МЕЛЬНИКОВА. - Где-то лунный диск навивает тревогу и придает драматизма, в других работах, напротив, указывает путь сбившимся кораблям. Замечу, лунный пейзаж - удел тех, кто пишет по памяти. Художник не может сделать набросок с натуры в темноте. Айвазовский обладал феноменальной памятью, мог изобразить то, что видел несколько лет назад. Послушать краткий обзор биографии и историю создания собранных на выставке шедевров весьма любопытно. Узнать о том, что Айвазовский был первым, кто представил русское искусство в Лувре. О том, что в детстве в Феодосии талантливый хулиган рисовал на заборах. Градоначальник творения оценил и дал «волшебный пинок», направив юношу в академию художеств Петербурга. - А мне нравятся не только картины, но и корабли, - добавляет важную деталь выставки 6-летний Роман, указывая на витрину с макетами легендарного Владивостокского фрегата «Паллада». - Жаль, что нет «Чёрной жемчужины» из «Пиратов Карибского моря». Море в степи Центральное место в экспозиции занимает картина, хорошо известная посетителям Приморской картинной галереи - «Восход солнца на Чёрном море». Одно из заметных полотен собрания, подаренное в 30-е годы прошлого века Русским художественным музеем. - Работа интересна тем, что здесь есть сюжет, - говорит Антонина Мельникова. - Русский сторожевой корабль преградил путь турецкой лодке, где везут в плен армянских девушек. Один из матросов прицелился из ружья, а девушка пытается ему помешать. Но, судя по оптимистичному названию, барышни будут спасены. В ряду марин чудесным образом скрывается сухопутный пейзаж - неискушенный зритель сразу и не заметит. Работа привезена из Бурятского художественного музея. Художник любуется безграничной степью, где пасутся овцы. Колышущаяся на ветру трава напоминает море. - Для Бурятии, где степи кругом, пейзаж с овцами показался практически родным, - заверила директор бурятского музея Татьяна БОРОНОЕВА. - Такого Айвазовского обожают жители города Улан-Удэ. Феодосия, Константинополь, Крым, остров Капри - художник проводил много времени у берегов самых красивых городов мира. Подобные картины принадлежали царской семье или знати. Представлен в экспозиции и один из карандашных набросков мастера, которые он обычно выбрасывал сразу. Начинал писать работы с линии горизонта, не отрываясь, в один сеанс изображал небо, потом в несколько этапов море. Проект продолжит работу до 1 апреля 2018 года. КСТАТИ С открытием выставки заработал долгожданный парадный зал галереи. Здание, исторически принадлежавшее учреждению, многие годы служило бюро технической экспертизы. И, наконец, вернулось на службу искусству.

Много Айвазовского: подлинники великого мариниста приехали во Владивосток
© АиФ-Владивосток