Выставки недели

Мэт Коллишоу. Альбион

Выставки недели
© АртГид

Gary Tatintsian Gallery

до 28 апреля

Искусство Мэта Коллишоу, члена группы «Молодые британские художники» (YBA), неизменно отсылает к художественному наследию прошлого — так, осенью в Пушкинском музее экспонировался проект Seria Ludo, вдохновленный рубенсовским полотном «Вакханалия». Не менее эффектны, чем эта облепленная крошечными человеческими фигурками вращающаяся люстра, и другие новые работы Коллишоу, выполненные им в качестве художника, фотографа, режиссера и дизайнера. Среди них — мультимедийная проекция «Альбион», изображающая старый дуб в Шервудском лесу, служивший, по преданию, укрытием благородному разбойнику Робину Гуду.

Жены

Музей русского импрессионизма

до 15 мая

© Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Более 40 женских портретов, представленных в экспозиции, изображают спутниц крупнейших отечественных живописцев. Большинство этих женщин всю жизнь оставались в тени знаменитых супругов, однако есть и такие яркие исключения, как оперная певица Надежда Забела-Врубель, позировавшая мужу для полотна «Царевна-Лебедь», или жена Репина — писательница Наталья Нордман-Северова, прославившаяся не столько литературными достижениями, сколько экстравагантным образом жизни.

Разговор с авангардом о поэзии

Галерея «На Шаболовке»

до 3 марта

Юрий Гордон — автор многих тысяч иллюстраций к литературным произведениям всех мастей и жанров, разработчик шрифтов для сотен издательств и изданий, изобретатель «говорящих карт» городов, повествующих о географии на языке поэтических цитат. На выставке представлены иллюстрации, созданные Гордоном начиная с 1987 года и до наших дней. Художник работал с текстами Гийома Аполлинера, Велимира Хлебникова, Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и др., опираясь на образность искусства авангарда.

Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга

Государственная Третьяковская галерея

до 24 июня

В зале 11 исторического здания Третьяковки московской публике впервые представлены семь полотен крупнейшего русского живописца первой половины XIX века. Среди них — авторское повторение автопортрета 1848 года из собрания великого князя Константина Константиновича, попавшее в Пушкинский дом, а затем отданное в частное собрание в обмен на бюст Ломоносова работы Федота Шубина.

© Карл Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно. 1838. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Другие портреты работы мастера изображают не только его родовитых заказчиков, но и членов семьи — в частности, для «Дамы у фортепьяно» (1838) ему позировала жена, пианистка Эмилия Тимм.

Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера

Центр фотографии им. братьев Люмьер

до 15 апреля

В экспозицию выставки войдут работы из проекта LDPE, над которым немецкий фотохудожник работал с 2003 года. Загадочная аббревиатура расшифровывается как «полиэтилен низкой плотности», не только манифестируя ключевую идею искусственности, ненатуральности, но и напоминая о той незаметной, но огромной роли, которую играет в нашей жизни эта простейшая упаковка. На снимках запечатлены уже выстроенные и отделанные, но еще не сданные в эксплуатацию постройки в городах Германии, США и Японии: есть ли в этом мире безупречного и нетронутого хоть какое-то место для пользователя, посетителя, жителя?