В галерее "Виктория" открылась выставка Владимира Потапова

За сто лет позиции живописного искусства пошатнулись еще сильнее — все чаще ведутся разговоры о смерти живописи как вида искусства. Противостоять этому натиску как практически, так и теоретически считает своим долгом художник Владимир Потапов. 1 февраля он привез в галерею "Виктория" не только 24 свои работы, включая самые новые, но и лекцию, где рассказал о своем творческом пути. Работаем мало отдыхаем Это не первый визит Владимира Потапова в Самару. Он уже был в нашем городе в августе прошлого года с манифестом в защиту живописи — прочитал лекцию в "Виктории" по теме: "Живопись. От маргинального к маргинальному". Некоторые вспомнят его имя благодаря фестивалю набережных "Волгафест". У многих остались фотографии с его инсталляцией "Работаем мало отдыхаем" со свободной запятой. В этот его приезд внимание зрителей было сконцентрировано на творчестве самого Потапова — он привез картины из трех своих знаменитых серий: "Свет", "Внутри", "Прозрачные отношения" — и прочитал небольшую лекцию, где подробно рассказал о своих работах. К Владимиру Потапову чаще, чем ко многим другим современным российским художникам, любят добавлять эпитеты "талантливый", "одаренный", "передовой". Он изучает возможности живописи и создает новые способы работы над картиной. Например, процесс бесконтактной пигментной живописи — его фирменный стиль. Работает Владимир Потапов весьма успешно, чем и заслужил второе место в профессиональном рейтинге журнала Forbes "Надо брать". За ним в 2017 г. значится сумма в 117 тысяч евро, и, по мнению авторитетного бизнес-издания, его успех связан с тем, что он понимает — художник должен работать с новыми материалами и экспериментировать. К одному из самых ярких его поступков можно отнести восхождение в 2017 году на гору Эльбрус и проведение там персональной выставки "Обнуление высоты". Блики памяти и света В Самаре выставка "Вид на живопись" продлится до 23 февраля. К ней художник подготовил несколько премьер. Здесь представлена картина из серии "Внутри", написанная около двух недель назад. Есть еще несколько работ, демонстрирующихся впервые. Серия "Внутри" — это рекламные фанерные доски для объявлений, которые есть практически в каждом дворе, с них художник счищает старые слои, формируя образы картины. Эта живопись даже чем-то напоминает скульптуру, когда автор высвобождает из материала художественные образы. Образы здесь, как правило, из советского прошлого — соревнования ГТО, старый "жигуленок", утренняя зарядка у пионеров. Все это проступает не только на картинах, но и в памяти зрителей теми же расплывчатыми пятнами ядовитых цветов. Творчеству Владимира Потапова часто хотят приписать политический контекст, но его высказывания трудно назвать протестом. Больше всего внимания на выставке зрители уделяют работам серии "Прозрачные отношения". Каждая картина состоит из нескольких уровней изображений и дает, как некоторые называют, 3D-эффект. Несколько листов прозрачного плексигласа, висящих друг перед другом на некотором расстоянии, создают в определенной точке цельное изображение. Рассматривая их ироничные сюжеты, так и хочется вспомнить творчество иконы уличного искусства Бэнкси. Но почему-то, когда произносят имя Владимира Потапова, сразу же вспоминаются его произведения из серии "Свет". Одни из самых простых в своем исполнении в творчестве автора — живописные изображения светильников, ламп, люстр с выдранными фанерными фрагментами. Там, где глаз должен был бы ловить свет от лампочек, "сияют" дыры. Это тоже размышление о природе изображения и его возможностях. Особое отношение Владимира Потапова в Самаре любят. Когда его представлял куратор галереи Сергей Баландин, некоторые зрители довольно громко выкрикивали фразы "самый талантливый", "чудесный" и тому подобное. К его творческой встрече в зале публика лишь прибывала, редко кто осмеливался уйти сразу после представления выставки. Хотя выставка приехала в "Викторию" и ненадолго, но наверняка она будет иметь определенный успех. Ведь творчество Владимира Потапова можно не любить, оно может быть неблизко, а темы, поднимаемые в его работах, могут просто "проходить мимо" чувств и эмоций человека. Но не восхищаться этим художником трудно. Его картины смотреть как минимум интересно — даже с технической точки зрения. Его идеи просты и лаконичны — не самые распространенные определения для современного российского искусства. И этого художника нельзя оставить без внимания и не увидеть его "живые" работы, чтобы хотя бы составить собственное мнение о, возможно, действительно самом талантливом современном российском художнике.