Ещё

В Нижегородском художественном музее показали, как происходит реставрация картин 

Фото: Vgoroden.ru
В НГХМ полным ходом идет подготовка к выставке «Кому нужен Горький?», которая откроется 28 апреля. Специально к этому событию из запасников музея были выбраны несколько редких картин, не выставлявшихся с 60-х годов 20 века. На полотнах изображен великий писатель. По решению сотрудников музея картины необходимо отреставрировать. За этим процессом понаблюдал корреспондент «В городе N».
Когда мы пришли в музей, художник-реставратор Марина Каратаева работала над масштабным полотном «Горький читает пьесу „На дне“ артистам МХТ» авторства Алексея Кириллова. Работа датирована 1949 годом. В мастерской раздавался резкий химический запах.
Сейчас происходит завершающий этап реставрации — покрытие работы лаком. До этого были удалены все загрязнения, выполнены тонировки, то есть был восстановлен утраченный красочный слой. Работа эта требует особой деликатности, так как цель реставратора — не подменять автора, а сделать так, чтобы работа вновь стала цельным произведением, — говорит заведующая реставрационной мастерской НГХМ Марина Каратаева.
С чего начинается ваша работа?
Также, как и работа врача, с осмотра и постановки диагноза. Нужно определить, что происходит с полотном, что с ним нужно делать и можно ли показывать в экспозиции.
Сколько времени займет реставрация картины «Горький читает пьесу» — ее размеры внушительны?
Работа началась 14 января и закончится примерно 20 апреля, за неделю до открытия выставки. Вообще, время в реставрации — понятие относительное. Ведь работать над картиной можно не каждый день. Между некоторыми этапами нужно выдержать паузу, например, чтобы красочный слой успел зафиксироваться. Иначе можно нарушить то, что было сделано ранее.
В мастерской художника-реставратора мы увидели много разных предметов, назначение которых не совсем понятны случайному человеку. Здесь и детское мыло, и медицинские инструменты, шприцы, и маленькие чугунные утюжки.
Утюги — это очень важный инструмент в работе реставратора, — объясняет Марина Каратаева. — Мы используем и обычные бытовые утюги, которыми гладят одежду и микроскопические, сделанные из паяльников. А нужны они вот зачем: когда красочный слой отстает, под него аккуратно подводится клей при помощи кисточки или шприца, сверху накладывается папиросная бумага и все это проглаживается. Сначала теплым, потом холодным утюжком. За счет контраста температур происходит схватывание клея.
А мыло зачем?
Используем для удаления копоти и жира. Причем мыло должно быть без всяких добавок, что сейчас большая редкость. Приходится искать советские запасы мыла по бабушкам.
В чем особенности работы над графическими произведениями и над живописными?
Для живописи очень важен стол, он должен быть идеально ровным, так как картина часто переворачивается лицом вниз. Особенно для этого хорошо подходят хорошо отшлифованные мраморные поверхности. А для графики важны ванные, промывочные, просушивающие приспособления.
Что из вашего опыта реставратора запомнилось больше всего?
Самые удивительные моменты, когда проявляются ранние живописные слои. У нас даже шутка такая есть — «Птички еще не проявились?». На некоторых работах присутствует большое количество записей. Особенно это характерно было для 19 века. Реставраторы переписывали картины, чтобы не усложнять себе жизнь или в угоду заказчику. В нашем музее есть картина «Мадонна с младенцем», которая была записана в 19 века. Но как выяснилось позже — это 16 век. Когда началось ее раскрытие, появились нимбы, колонны, удивительной красоты цвета, которых ранее не было видно. Вот такие моменты запоминаешь на всю жизнь.
 Ещё 1 источник 
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео