Как сделать бизнес на коллекционном дизайне

В галерее «Эритаж» на Петровке открылась выставка «Постконструктивизм, или Рождение советского ар-деко: Париж — Нью-Йорк — Москва». Галерее исполнилось 10 лет. Основатель и владелица «Эритажа», галерист и куратор Кристина Краснянская рассказала Forbes Life о своем пути в искусстве, открытиях 10-летия, новых направлениях работы и планах. «Эритаж» и русское зарубежье Деятельность галереи началась с серии выставок, рассказывающих о творчестве художников русского зарубежья. Мне было интересно представить авторов, которые относятся не только к локальному российскому рынку, но и интегрированных в международный контекст, принадлежащих мировому наследию. Так появилось название галереи — «Эритаж», Heritage, наследие. По сути, мы возвращали нашим зрителям, коллекционерам, собирателям российское наследие, вновь открывали имена художников забытых, оставшихся за кадром. Когда я начала этим заниматься, интерес к этой теме уже был. В 1995 году в Третьяковской галерее французский славист коллекционер Рене Герра показал часть своего собрания «Они унесли с собой Россию. Русские художники-эмигранты в Париже. 1920-1970-е годы» — работы Бенуа, Серебряковой, Добужинского, Стеллецкого, Милиоти, Коровина, Браза, Исаева, Пожидаева, Рубина, Лисима. Потом эта выставка триумфально гастролировала по миру, став открытием и для специалистов, и для любителей. Мне было интересно и важно заниматься этой темой— закрашивать белые пласты нашей истории. В 2009 году мы показали ретроспективу Андре Ланского. В последующие годы мы сделали выставки Георгия Пожидаева, Георгия Артемова, а также художников русского экпрессионизма, Григорьева, Ланского, Загрекова и Анненкого. Мы активно учувствовали в музейных проектах и сами организовывали яркие экспозиции. Зарубежный дизайн Поскольку галерея «Эритаж» ставила перед собой задачу организовывать международные проекты, мы активно ездили по миру с выставками, я стала бывать в гостях у западных коллекционеров, увидела насколько смело они сочетают в едином пространстве произведения разных эпох, жанров и направлений. Я поняла, что в тот момент у нас не собирали и не выставляли коллекционный дизайн. Хотя, на самом деле, это отдельный пласт искусства, ниша, где есть свои коллекционеры, свои аукционы, тренды и динамичный рынок. Так вышло, что до нас этим в России никто этим не занимался, и не было даже представления о том, что такое коллекционный дизайн. Мне стало интересно попробовать это адаптировать в России, занять эту нишу. Ведь интерьеры у нас часто делаются универсально и зачастую не отражают индивидуальности хозяина дома. Не редко интерьер ресторана переносится в интерьер жилого пространства. То есть, и дома, и в ресторане — одни и те же приемы одни и те же идеи, одни и те же предметы, — получается типовой подход. В партнерстве с двумя французскими галереями Galerie Didier Aaron и Galerie Yves Gastou в 2011 году мы подготовили выставку «HERITAGE – INTERIOR – ART. Диалектика интерьера». Дидье Арон — специалист по антикварной мебели, а Ив Гасто — по предметам XX века. Нашим партнером стала галерея итальянского дизайна Altagamma. Экспозиция начиналась с XVI века, показывали вещи музейного уровня. Например, секретер работы Жана-Франсуа Эбена у нас в галерее, а второй такой —в Эрмитаже. Антиквариат мы смешали с предметами XX века и совсем современным коллекционным дизайном. У нас были и Colombo 1960-х, и Мартен Баас, и Хайме Айон, и Этторе Соттсасс, и Фабио Новембре, и Давид Дюбуа. За четыре месяца, что длилась выставка, западные декораторы устраивали мастер-классы, читали лекции об основах коллекционирования. Нас поддерживал Газпромбанк, Марина Ситнина, куратор корпоративной коллекции банка, выступала как финансовый эксперт: показывала и анализировала рекордные продажи мебели на аукционах. Не могу сказать, что выставка имела большой коммерческий успех, но сама тема вызвала широкий резонанс. Думаю, что в тот момент коллекционеры не были готовы к таким открытиям. Сейчас ситуация меняется, открывается много шоурумов и магазинов, которые продают винтаж, значит уходит недоверие, суеверие по отношению к старым вещам. Сама я не так давно оформила интерьер квартиры по принципу сочетания разных вещей, старых и новых. Теперь дома у меня наконец-то интерьер мечты. Советский дизайн На волне успеха первой выставки мы продолжали развивать тему коллекционного дизайна. В 2012 году нам предложили принять участие в ярмарке Art-Basel, где мы решили показать советский дизайн. Специально для Базеля мы сделали проект очень яркий, и с тех пор не оставляем эту тему. Тогда мы делали упор на мебель, со временем она дополнилась коллекционным стеклом, фурнитурой. Потом в поле зрения попал агитационный фарфор, агитлак (лаковые миниатюры), агиткость (резьба по кости с агитационными темами). Конечно, в тот момент в России были коллекционеры этого направления, например, Александр Добровинский, но систематических выставок не было. Мы поняли, что это неосвоенная территория. Меня поддерживали эксперты, но дилеры крутили пальцем у виска и спрашивали, зачем мне это все нужно. Несколько лет спустя мы подготовили выставку в Музее архитектуры им. А. В. Щусева «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920-е — 1960-е». Экспозиция имела оглушительный успех, она несколько раз продлевалась. На выставке был выстроен визуальный ряд, рассказывающий о смене стилей и преемственности эпох и течений в русском, а затем советском дизайне. Art-Basel и Miami Art-Basel Сейчас мы стараемся ежегодно участвовать в Базеле. Один раз мы выставлялись в Майами. И хотя американские коллекционеры любят советский дизайн, все-таки мы не нашли там нашу целевую аудиторию. Когда, после перестройки рухнули границы между нашими странами, американцы были одними из первых покупателей агитлака, агитфарфора и предметов с советской символикой. Я знаю, что сейчас наши дилеры охотятся за этими предметами, мечтая их выкупить. Государственный музей современного искусства в Салониках, коллекция Георгия Костаки В прошлом году я возглавила попечительский совет музея современного искусства в Салониках. В этом году намечен рестарт музея. Что это значит? Когда Георгий Костаки уезжал из СССР в 1979 году, 800 работ из своей коллекции русского авангарда и икон он подарил Третьяковской галерее. 1300 работ в 1997 году министерство культуры Греции выкупило у наследников Костаки и передало в музей современного искусства в Салониках. Сегодня — это единственный в мире вне России музей, обладающий обширной подлинной коллекцией искусства авангарда. Коллекция музея активно участвует в выставках по всему миру: работы из собрания Костаки показывались в Тейт галерее, Королевской академии художеств, Louis Vuitton Foundation, сейчас отправляются в Центр Помпиду на выставку витебского авангарда, 60 работ выставлялись в Art Institute of Chicago. Директор музея Мария Цанцаноглу приняла решение, что музей должен развиваться не только как база, откуда можно получить русский авангард для выставок, но и как центр притяжения специалистов, коллекционеров и просто зрителей. Для этого сформирован попечительский совет, где мы разрабатываем стратегию развития Музея в будущем. Сейчас активно обсуждается, как создать на базе музея исследовательский центр русского авангарда. Российское современное искусство Специфика деятельности галереи напрямую не связана с современным искусством, но есть художники, которым я помогаю. В этих проектах я выступаю как независимый куратор, помогая художникам интегрироваться в международное арт- сообщество. Например, в позапрошлом году мы сделали в музее археологии Неаполя очень интересную выставку скульптур Алексея Морозова. А в прошлом году я выступила сокуратором проекта Оксаны Мась в музее MAGA под Миланом, где ее работы были вписаны в экспозицию мастеров арте повера — Фонтаны, Кастеллани. Интерьерные проекты В последнее время я все чаще получаю предложения помочь декораторскими советами своим клиентами, добавить оригинальные предметы в пространство, будь то предметы искусства или коллекционного дизайна. Мне это очень интересно. Ведь в этой сфере можно находить баланс и гармонично развиваться в двух областях: коллекционирования и декораторства, это позволяет мне фантазировать вместе с клиентом, собирать коллекцию не только из картин и графики, но и из предметов мебели, стекла, фарфора, инсталляций.

Как сделать бизнес на коллекционном дизайне
© Forbes.ru