Третьяковка издаст к 175-летию Ильи Репина альбом-каталог с "секретом"

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Третьяковская галерея издаст к масштабной выставке Ильи Репина, которая откроется в 2019 году и будет приурочена к 175-летию со дня рождения художника, альбом-каталог с "секретом". Об этом рассказала в субботу на презентации в рамках книжного фестиваля "Красная площадь" в Москве научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX века Третьяковки, историк искусства Софья Аксенова. Ранее сообщалось, что Третьяковская галерея готовит ретроспективную выставку к 175-летию со дня рождения Ильи Репина, которая пройдет в Москве и Санкт-Петербурге в 2019 году. Затем экспозиция в более сжатом виде будет показана в Париже и Хельсинки в 2020 и 2021 годах соответственно. "К выставке мы готовим несколько изданий. Самое объемное из них - каталог. Обычно есть два жанра - каталог и альбом. Для нас очень важно, что наше издание к этой выставке объединяет эти два формата. С одной стороны, мы ставим перед собой цель воспроизвести очень много произведений и их все аннотировать. С другой стороны, мы ставим перед собой задачу сделать каталог, то есть собрать статьи, в том числе современных авторов, которые осмысляют проблемы творчества Репина", - рассказала Аксенова. Альбом-каталог с секретом По ее словам, альбом-каталог будет состоять из статей, каталожной части с аннотациями, хроники и переписки. "Переписка - это тот секрет, о котором мы пока не можем рассказать, можем только намекнуть. Мы надеемся, что удастся опубликовать ранее не изданные материалы, которые существенно дополнят представление о позднем периоде жизни и творчестве Репина", - пояснила научный сотрудник Третьяковской галереи. Она напомнила, что последние большие монографические выставки Ильи Репина прошли в России больше 20 лет назад. "С одной стороны, кажется, что о художнике известно все и сложно что-то еще узнать или чем-то разнообразить рассказ, который был сделан уже нашими предшественниками. С другой стороны, в наших изданиях мы расскажем, что именно изменилось за те 20 лет с момента, когда прошли последние большие выставки Репина - в Третьяковской галерее и в Русском музее", - поделилась Аксенова. Библейские сюжеты Как отметила историк искусства, еще один очень важный и интересный вопрос - библейская тема в творчестве Репина. "Конечно, Репина знают в первую очередь по жанру "портрет" и обычно не уделяют большого внимания тому, что библейские сюжеты в его живописи были всегда, с момента его поступления в Академию художеств. Тут еще вспомним, что он учился у иконописцев в родном городе Чугуеве", - пояснила Аксенова. Составители альбома-каталога постараются рассказать, почему Репин возвращался к евангельским сюжетам, какие темы выбирал и как он их ассоциировал или не ассоциировал со своими жизненными ситуациями. Аксенова отметила, что очень важным решением стало то, что в альбоме-каталоге будут опубликованы не только те произведения, которые войдут в экспозицию 2019 года. По ее словам, для полноценного разговора о художнике необходимо рассказать и о тех работах, которые организаторы выставки не смогут представить в галерее. Фантастические открытия "Последний год мы занимаемся уточнением всех этих каталожных данных. Казалось бы, что еще можно уточнять о вещах, которые уже больше 100 лет находятся в музейных собраниях, опубликованы в ряде каталогов. Но, тем не менее, мы вносим довольно много правок. Например, наша победа то, что работа, которая долгое время в историографии значилась как "Отказ от исповеди", нами в каталоге будет названа "Исповедь", это ее авторское название. Понятно, что "Отказ от исповеди" и "Исповедь" - это очень большое значение имеет для этой вещи, это сильно меняет ее для зрителя", - поделилась научный сотрудник Третьяковской галереи. В альбоме-каталоге также будут те картины, которые крайне редко публикуются. Например, пейзаж из Вятки, который был опубликован в последний раз как раз в 1994 году, в момент последней крупной выставки работ Репина. "Это потрясающая вещь, которая показывает репинские эксперименты в то время, пока он жил в Париже и увлекался современной ему живописью. Или "Голгофа" из Принстона, которая в последних изданиях была только в черно-белом варианте, потому что в 94-м году невозможно было найти ее цветное изображение", - рассказала Аксенова. Она отметила, что Музей Принстона датирует эту картину 1921-1922 годами, однако по письмам Репина становится понятно, что в 1925 году он продолжал над ней работать. "Мы постараемся сделать все, чтобы аккумулировать эту информацию, полный цикл работы над этой вещью - 1921 - 1925 годы", - пояснила научный сотрудник Третьяковской галереи. Еще одно, как отметила историк искусства, фантастическое открытие - картина "Портрет профессора Иванова" на самом деле оказалась портретом близкого друга Репина - Николая Мурашко. "Эта вещь висит в музее "Атенеум" в Хельсинки, где много работ Ильи Репина. Ни в каких источниках невозможно было найти, кто же этот профессор Иванов. Недавно, буквально пару недель назад, музей "Атенеум" прислал письмо о том, что с ними связался Харьковский художественный музей и предлагает новую атрибуцию этой вещи. По их словам, это Николай Мурашко, очень близкий знакомый Репина", - рассказала Аксенова и добавила, что музей "Атенеум" согласился с аргументами коллег и запускает процедуру по изменению названия картины. По словам историка искусства, альбом-каталог Третьяковской галереи, судя по всему, станет первым изданием, где будут опубликованы новые данные по этому произведению и это "большая радость для исследователя". Еще один портрет также обрел новое название. Это "Портрет военного", который будет значиться в альбоме-каталоге как "Портрет М. П. Оленина".