Бэнкси: самый загадочный уличный художник

В начале июня в Центральном доме художника на Крымском валу открылась большая персональная выставка (порядка 100 работ, в том числе граффити, фото и инсталляции) одного из самых загадочных современных британских стрит-арт-художников — Бэнкси.

Бэнкси: самый загадочный уличный художник
© КТО?ЧТО?ГДЕ?
© kto-chto-gde.ru

Работы Бэнкси продаются на аукционах за миллионы долларов, при этом личность художника продолжает оставаться неизвестной. Кто-то говорит, что его зовут Робин, а кто-то Роберт, но все это не точно. Не ясно, блондин он, или брюнет, или, может быть, рыжий, молодой или старый, да и вообще — один ли это человек или же группа художников. Мы собрали самые известные работы Бэнкси и немногочисленные факты его биографии (хотя тут ничего нельзя говорить наверняка).

Робин или Роберт из Бристоля

Бэнкси, как выяснили в 2016 году исследователи из Лондонского университета королевы Марии, якобы родился в Бристоле и зовут его Робин Каннингем. По другой версии, Бэнкси — это Роберт Дель Ная, британский музыкант, певец и граффитист. Граффити он стал заниматься в конце девяностых. Когда убегать от полицейских стало все сложнее, для нанесения на стены своих работ он стал использовать трафареты.

В своей книге «Wall and Piece» он пишет: «Когда мне было восемнадцать, как-то ночью я пытался написать большими серебряными буквами на боку поезда: «Снова опоздали». Появилась транспортная полиция, и я разорвал в клочья всю одежду, убегая через колючие кусты. Мои товарищи добрались до машины и уехали, а я провел больше часа, лежа под самосвалом, из которого на меня лилось масло. Пока я там лежал и прислушивался к полицейским, я понял, что нужно сократить время рисования наполовину или завязывать. Я смотрел на надпись на дне топливного бака, нанесенную при помощи трафарета, и понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать буквы в метр высотой. В конце концов я добрался до дома и забрался в постель. Я сказал своей девушке, что у меня было прозрение, а она сказала мне прекратить употреблять наркотики, потому что это «вредно для сердца”».

В 2010 году художник снял фильм “Выход через сувенирную лавку” и появился инкогнито на красной дорожке фестиваля. Спустя год, в январе 2011, на eBay выставили лот — якобы листок бумаги с написанным на нем настоящим именем граффитиста. Продавцом значился некий американец, скрывающийся под псевдонимом jaybuysthings.

“Если вы выиграете этот аукцион, я вышлю вам почтой клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Я раскрыл его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Больше деталей я не раскрою. Победитель аукциона будет единственным в мире человеком, с которым я когда-либо поделюсь этой информацией. На бумаге будет указано только имя и ни слова больше. Я даю вам 100 % гарантии, что это наиболее вероятное имя Бэнкси. Предыдущий аукцион был закрыт самим eBay из-за того, что я продавал что-то «нематериальное». Теперь это физический объект”, — сообщил он в описании лота.

© kto-chto-gde

Стартовая цена лота составляла 3000 долларов США. После 38-й ставки она достигла 999 999 долларов. На данный момент лот удален по неизвестной причине, в СМИ потом высказывались предположения, что лот размещал сам художник.

“Рабский труд”, “Целующиеся констебли” и “Человек, швыряющий цветы”

Работы Бэнкси, быстро завоевавшие популярность в начале нулевых, всегда остро социальны. Одна из самых дорогих его работ — граффити “Рабский труд”. На стене лондонского магазина в районе Вуд Грин изображен маленький мальчик, склонившийся над машинкой и шьющий британский национальный флаг. Считается, что это реакция на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы. В феврале 2013 года изображение исчезло вместе с куском стены, а затем, спустя четыре месяца, вдруг “внезапно” оказалось выставлено на аукционе. Пропажа граффити вызвала большое возмущение у жителей города, заявивших, что никто не имеет права зарабатывать на том, что художник подарил городу. Сам он не раз говорил, что что его рисунки должны были оставаться там, где они созданы, и, чтобы воспрепятствовать продаже работ, отказывался подтвердить свое авторство. Тем не менее в результате “Рабский труд” все-таки продали на частном аукционе за 1,4 миллиона долларов.

Вырезали со стены и другую работу — “Игры с мячом запрещены”. Стена с иллюстрацией была распилена на три части из-за большого размера граффити, а впоследствии продана на благотворительном аукционе.

Еще одна известная работа — ”Целующиеся констебли”, впервые появившаяся на стене паба “Принц Альберт”. На картине двое британских полицейских обнимают и целуют друг друга. Картину, посвященную защите прав ЛГБТ, продали на аукционе в Майами за 575 тысяч долларов. После продажи на стене паба разместили ее копию. Впоследствии работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу «Синие носы» на создание скандальной фотографии «Эра милосердия», где два полицейских целуются в березовой роще.

“Покупай, пока не рухнешь” — это аллегория на общество потребления. Женщину, падающую с тележкой из супермаркета, можно увидеть на стене большого заброшенного офисного здания на Брутон-Лэйн в Лондоне.

© Граффити "Покупай пока не рухнешь"

Граффити “Человек, швыряющий цветы” Бэнкси изобразил по пути к Вифлеему из селения Бейт-Сахур в Палестине. На нем палестинец в маске швыряет в невидимого врага не “коктейлем Молотова”, а цветами. Таким образом Бэнкси отреагировал на палестино-израильский конфликт. Он приехал в Палестину летом 2005 года, когда вопреки протестам ООН на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Граффитист же использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с подписью «Праздничный снимок».

Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта. «Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина в итоге достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа», — писал на своем сайте художник.