Лайк важнее. Психологи о том, как общаться с детьми поколения 2000-х

«Теория поколений», озвученная в конце XX века, обозначила, что у людей, рождённых в одно время и имевших похожее детство, будут одинаковые ценности, отличные от другого поколения. Согласно этой теории дети, рождённые после 2000 года - это поколение Z. И оно разительно отличается от поколения своих родителей. Что влияет на формирование таких детей и как найти к ним нужный подход, «АиФ-Волгоград» разбирался с психологами. Лайк важнее слова «здравствуй» Теорию поколений предложили американские учёные Уильям Штраус и Нил Хоув применительно к истории США. Однако её довольно быстро подхватили учёные по всему миру, в том числе и России, посчитав, что она применима к поколенческим циклам повсюду. Согласно этой теории, сейчас растёт поколение Z. На становление этих детей повлияло тотальное распространение интернета и гаджетов - они просто не представляют жизни без них. Отсюда и все их непохожести на родителей, которых учёные относят к поколению Х. На личности первых огромное влияние оказал распад СССР, лихие 90-е, массовое внедрение компьютеров. И если сами они интернет осваивали старательно и сознательно, то для их детей он так же естественен, как для нас телевидение. «Отличительные черты поколений действительно существуют, хотя отдельные люди могут быть исключением, - объясняет к. ф. н., доцент, психолог-консультант Анастасия Смолина. - Поколение Z, или «постмиллениалы», рождённые примерно в конце 1990-х - начале 2000-х, полно противоречий. Они сильно зависимы от гаджетов, но при этом больше других озабочены экологичностью индивидуальной и общественной жизни. Главное, что их отличает, - это то, что они считают родной средой цифровую. Поэтому друзья из сети им будут гораздо ближе, чем сосед по подъезду, одноклассник или любой сооте­чественник». Отсюда главная проблема - дефицит живого общения и, как следствие, недостаток эмоций. Лайк для них важнее слова «здравствуй». Развлечения на свежем воздухе дети давно променяли на онлайн-игры. А вместо книг у них - чтение постов в социальных сетях. И здесь, кстати, кроется большой парадокс. «Постмиллениалы» поглощают оень много информации, но при этом слабо интересуются историей. Теракт 2001 года в Нью-Йорке для них - малозначимое и давно прошедшее событие, они путают Ленина и Сталина. Как Шерлок В поколении детей 2000-х немало хорошего. Во-первых, они практики, а не идеалисты. Они хотят и умеют зарабатывать. «Поколение Z высоко ценит хорошее образование, потому что видит в нём реальную перспективу, видит в нём основу для собственного бизнеса, карьеры и возможностей заниматься любимым делом с выгодой для себя», - говорит Анастасия Смолина. Они могут казаться поверхностными, но при этом они очень умны. Как Цезарь, могут одновременно искать информацию в интернете, говорить по телефону, отвечать маме, слушать музыку, прорабатывать план игры в голове. Вот такая способность жить «на несколько экранов». «Идеалом для них становится современный Шерлок, чей мозг обрабатывал информацию с огромной скоростью, - говорит подростковый психолог Наталья Перфильева. - Мозг современных детей также очень быстр. И подчас на уроках, особенно построенных по советским стандартам, им скучно». Дети поколения Z отличаются повышенным чувством ответственности за окружающий мир. У них много способностей, и они могут развиваться в разных сферах одновременно. Например, самый молодой специалист Microsoft - 8-летний парень Шафай Тобани. В мире есть дети, заработавшие в сети миллионы. Со школьной скамьи они продают, создают странички, делают украшения, переводят тексты. Они и мы Но как родителям взаимодействовать с такими непохожими на них детьми? «Поколение Z ценит собственный комфорт и мироощущение выше, чем общественные требования. Поэтому бесполезно взывать к их чувству долга. Это проблематично ещё и по той причине, что дети поколения Z, как правило, дружат со своими родителями, а не конфликтуют. Поэтому для родителей трудно выступать для своих детей верховным авторитетом и одновременно оставаться хорошими друзьями. Также поколение Z продолжает жить с родителями, не собираясь обзаводиться собственным жильём», - говорит Смолина. Взрослым с «постмиллениалами» общаться трудно. Коммуникативная дистанция между ними увеличивается. Например,современным детям проще печатать, чем говорить. Проще поставить смайлик, чем показать реальную эмоцию. Из-за того, что им сложнее сформулировать и показать свои чувства, они ранимы, острее реагируют на конфликты, и чем острее ситуация, тем глубже они уходят в виртуальный мир. Не допускайте этого, настаиваются психологи. Разговаривайте с ними, поддерживайте традиции семьи. Как бы они ни возмущались в машине, что поход за грибами - это пустая трата времени, им это нужно. В советах по общению с ребёнком поколения Z психологи единодушны. Во-первых, отбирать и запрещать гаджеты бесполезно и даже опасно - все мы помним примеры, когда запрет на компьютерные игры заканчивался трагично. Но таких детей можно научить их добывать информацию во внешнем мире. Можно показывать, как интересна и красива жизнь. Поощряйте их высказывать своё мнение, сопереживать. Сейчас трудно сказать, чего больше в цифровом времени - хорошего или плохого. Мы не знаем, к чему приведёт прогресс. Но современные дети совсем другие, и будущее в любом случае именно в их руках. Родители же пока могут только одно - постараться как можно лучше понять новое поколение и сохранить эмоциональную связь со своим ребёнком. Способности поколения ZЗамечают и анализируют много подробностей.Следят за нюансами в окружающем мире.Их утомляет объяснять то, что другие не понимают.Не переносят фальши. Им чуждо говорить одно, думать другое и делать третье.Быстро мыслят. Быстро принимают решение.Революционеры.Их может утомлять общество, школа в целом.Они хотят изменить мир.Они могут быть непостоянными, циничными, разочарованными в реалиях выстроенной системы, отвергающими моральные ценности.

Лайк важнее. Психологи о том, как общаться с детьми поколения 2000-х
© АиФ Волгоград