Забота о будущем: как инвестиции в женское здоровье влияют на экономические показатели

1. Программы планирования семьи могут иметь эффект на показатели национального дохода за счет долгосрочного влияния на финансы домохозяйств и повышение доступа к образованию. В статье «50 лет планирования семьи: новые данные о долгосрочных эффектах увеличения доступа к контрацепции» Марта Бэйли из Мичиганского университета оценила, как отмена запрета на продажу контрацептивов в сочетании с появлением противозачаточных препаратов и увеличением федерального финансирования локальных программ планирования семьи в США в период с 1964 по 1973 год повлияли на показатели детей, рожденных в этом временном отрезке, во взрослом возрасте. Оказалось, что в долгосрочном периоде рост доступа к механизмам планирования семьи соответствует на 2% более высокому семейному доходу затронутых преобразованиями когорт, когда они становятся взрослыми, — в основном в силу увеличения заработка мужчин и продолжительности рабочего времени. Федеральные гранты на семейное планирование, в свою очередь, сказываются на образовательных показателях: в одном и том же регионе для детей, чьи матери имели доступ к программам планирования семьи, вероятность окончания колледжа (измеренного как 16 и более лет, суммарно затраченных на образование) была выше на 2–7% по сравнению с детьми, рожденными перед введением таких программ. 2. Кристиан Поп-Элехес из Колумбийского университета в исследовании «Влияние запрета абортов на социально-экономические показатели детей: свидетельства из Румынии» рассматривает, как сказался на будущем детей запрет абортов и программ планирования семьи, введенный при Николае Чаушеску в 1966 году. Рождаемость в стране стремительно увеличилась: с 1,9 ребенка до 3,7 ребенка на женщину с 1966 к 1967 году. Поп-Элехес обнаруживает, что в среднем дети, рожденные после запрета абортов, демонстрируют лучшие результаты как на рынке труда, так и в области образования. Однако, отмечает он, если учесть социально-экономические показатели, такие как образование родителей и место проживания (город или село), то есть учесть изменения в композиции рождаемости: аборты до запрета делали преимущественно более образованные городские жительницы, и на них приходилась меньшая доля детей, то выводы оказываются противоположными. Вероятность, что ребенок окончит школу, снизилась на 4%, вероятность, что он продолжит обучение в университете, — на 0,6% (все изменения — в дискретном выражении). 3. Дэвид Кэннинг и Ти Пол Шульц рассказывают о влиянии программ планирования семьи, которые вводились в рамках эксперимента в 71 из 141 деревни района Матлаб в Бангладеш в период между 1977 и 1996 годом: соцработники посещали замужних женщин репродуктивного возраста и предлагали им средства контрацепции и разные детские и материнские сервисы. Согласно мониторингу 1974 года, до начала эксперимента все деревни характеризовались одинаковыми показателями рождаемости, среднего числа лет обучения и характеристиками домохозяйств. В 1996 году отношение числа детей к числу женщин было на 16% ниже в деревнях, затронутых программой, а с учетом индивидуальных характеристик, характеристик домохозяйств и инфраструктуры женщины в возрасте 35–54 лет в 1996 году в деревнях с программой заводили на 23% меньше детей. Смертность среди детей таких женщин в возрасте до 5 лет в этих поселениях была на 30% ниже. Кроме того, эти женщины в 1996 году сообщали о месячном доходе на 40% выше, чем у контрольной группы, а замужние женщины в деревнях — участниках программы имели на 25% больше физических активов, чем в контрольных поселениях. 4. Эрика Филд и Омар Роблес из Гарвардского университета и Максимо Тореро из Международного исследовательского института продовольственной политики в статье «Йододефицит и школьные достижения в Танзании» сравнили показатели детей, чьи матери получали йодосодержащие пищевые добавки в 1986–1994 годах, с их сверстниками, которые не были затронуты этими программами, и оказалось, что первые получали на 0,35–0,56 года школьного образования больше. Кроме того, ученые показали, что первая группа раньше поступала в начальную школу, затем учебные показатели двух групп выравнивались к концу ранней начальной школы, однако на экзамене при переходе на следующую ступень затронутые программой устранения йододефицита дети вырывались вперед. Авторы заключают, что способность к сдаче этого теста при условии окончания четырех классов начальной школы чувствительна к достаточному количеству йода во время развития плода, то есть эффект имеет место не только на самых ранних этапах получения детьми образования.