Вместо общения - гаджет или соска. Как возникают нарушения речи?

14 ноября - международный день логопеда. Чем сегодня занимаются коррекционные педагоги, по-прежнему ли к ним обращаются, чтобы поставить звук «р» и какие нарушения речи у детей встречаются чаще всего, рассказала корреспонденту «АиФ Оренбург» учитель-логопед 1 квалификационной категории МОАУ «НОШ №33» Ольга Семенова. Когда «захромает» письмо «АиФ Оренбург», Людмила Максимова: Ольга, к логопеду по-прежнему идут, прежде всего, когда ребёнок никак не может «зарычать»? - Мне кажется, ситуация мало изменилась. Большинство так и думает, что к логопеду надо идти, чтобы поставить звук «р». В основном так и бывает, идут за звуком, но после диагностики выясняется, что и другие стороны речи нарушены. Ольга Семенова: Какие нарушения речи сегодня встречаются чаще всего? - Чаще всего встречаются нарушения звукопроизношения. Но это, если так можно сказать, больше косметический дефект. Также возрастает количество детей с общим недоразвитием речи. Это уже серьёзная проблема, которая может привести к дальнейшим проблемам в обучении. Общее недоразвитие речи - это нарушение всех сторон речи: фонетической (звукопроизношение), фонематической (способность различать звуки речи на слух), лексической (активный и пассивный словарный запас ребенка), грамматической (согласование слов между собой) и связной речи (способность к пересказу действий или событий). Если нарушения устной речи не устранены до поступления ребёнка в школу, то во втором классе у него может возникнуть нарушение письменной речи - дисграфия. Этой проблемой я как раз таки занимаюсь в школе в рамках логопедической службы. Если в первом классе нам удаётся скорректировать устную речь, то уже во втором классе дисграфия не проявляется. Манипуляция вниманием - А много ли сегодня детей с нарушениями речи? С чем это, чаще всего, связано? - Если верить статистике, с каждым годом детей с нарушениями речи становится больше. Опираясь на свой личный опыт, могу сказать:ситуация меняется ежегодно, иногда таких детей больше, иногда меньше. В этом году, например, ситуация с первоклассниками меня порадовала: практически все дети с хорошим уровнем развития устной речи, только немногие нуждаются в специализированной помощи. А вот наблюдая за ребятами, которые только в следующем году пойдут в школу, могу сказать, что у большого процента детей имеются те или иные дефекты речи. На данный момент можно назвать тысячи причин, которые приводят к нарушениям. Это может быть и наследственный фактор, и речевое окружение ребенка, и неврологический статус, и травмы. Большое негативное воздействие на развитие речи ребёнка оказывает нынешняя индустриализация, когда общение вытесняется различными суррогатами: живое общение ребенка со взрослым заменено использованием гаджетов; вместо того чтобы успокоить плачущего младенца колыбельной или отвлечь внимание разговором с ним, мы даём ему соску, а в худшем случае, с которым мне приходилось сталкиваться, ему показывают мультики на телефоне. Безжалостная манипуляция непроизвольным вниманием ребенка! - Когда родителям нужно бить тревогу? - Второй и третий год жизни малыша - период активного формирования речи. Уже годовалый ребёнок понимает значительное количество названий хорошо знакомых ему предметов, а также простые инструкции и тому подобное. Полуторагодовалый ребёнок уже понимает простую речь окружающих настолько, что с ним можно разговаривать в пределах его жизненного опыта сравнительно простыми фразами, хотя сам он в это время может говорить ещё плохо. Но главная особенность заключается в том, что речь малыша становится основным средством общениям со взрослым. Если к этому возрасту есть отдельные слова, но нет коммуникации (то есть общения), то время бить тревогу. Поддержка родителей - Могут ли родители сами заниматься развитием речи у детей, если есть нарушения? - Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребёнка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать малыша. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребёнка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Но в любом случаем, лучше консультироваться со специалистом в деле коррекционной работы, прислушиваться к его рекомендациям. Я знаю родителей, которые самостоятельно проводят со своими детьми логопедические занятия, а я их курирую. Так, у моей знакомой в посёлке нет логопеда, и раз в неделю мы с её ребёнком занимаемся по «скайпу». Я очень рада такому взаимодействию. - Какие сегодня существуют проблемы в оказании помощи детям с нарушениями речи? - К сожалению, у логопедов нет «волшебной палочки», при взмахе которой у ребёнка появляется идеальная речь. Логопеду не по силам одному исправить речь ребенка. Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой несерьёзного отношения к логопедическим занятиям родителей. Вроде бы помощь оказывается детям, педагоги работают, но только в одиночку. Для ребёнка исправление речи - это титанический труд, и одному ему это не под силу. Обязательно должна быть заинтересованность родителей в этом процессе, должна быть их поддержка, их участие. Если логопед работает с ребёнком, и родитель при этом в стороне, то положительная динамика затягивается.

Вместо общения - гаджет или соска. Как возникают нарушения речи?
© АиФ-Оренбург