Оксана Сероокая: «О чем молятся наши дети»

О секретах межнационального единства рассказывает учитель сургутской начальной школы «Перспектива», педагог курса «Социокультурные истоки» и «Основы православной культуры» Оксана Сероокая. «Разрешите помыть руки» Наталья Корба, АиФ-Югра: Оксана Евгеньевна, среди ваших учеников дети разных национальностей и религий, как проходят занятия? Оксана Сероокая: Предмет «Истоки» идет во всех классах, не зависимо от национальности детей. Предмет включает в себя основополагающие русские традиции: патриотизм, институт семьи и почитание старших, а эти понятия объединяют все религии. Однажды я принесла на урок Евангелие. В классе из двадцати восьми детей половина – мусульмане. Предлагаю классу: «Если хотите, можете подержать эту Книгу в руках». Вдруг два мальчика поднимают руки и говорят: «Мы не можем взять в руки эту Книгу». Я отвечаю с пониманием: «Конечно, я не настаиваю». Но ответ их меня просто потряс: «Нет, мы хотим подержать её в руках, просто сначала разрешите вымыть руки». - А как выстраиваются отношения с родителями? - Никогда не было никаких нареканий со стороны мусульманских родителей. Русские родители, были случаи, отмечали, что в курсе «много религии». Одному мальчику родители запретили даже ходить на занятия. Полгода он сидел под дверью – просто слушал. Когда мама наконец поняла, что предмет основан не на «религии», а на главных ценностях человека, и что у ребёнка есть искренний интерес к урокам, сняла запрет. - Порой мы даже не осознаем, как сильно не понимаем наших детей... Наверное, со стороны учителю такое отчуждение между ребенком и родителями виднее? - Дети иногда приходят ко мне со своей болью, переживаниями. Не обязательно за советом, чаще всего – просто высказаться. Им достаточно, чтобы их обняли, рядом побыли. Бывают тяжелые ситуации – когда ребенок кричит на весь класс, что ненавидит своих родителей. Начинаешь разбираться, оказывается, они новый телефон не купили. Тогда мы пытаемся повернуть ребенка к родителям, разговариваем с ним, постепенно в душе рождается первое раскаяние... Одна из задач «Истоков» – восстановить единую орбиту семьи. «Он всех нас обнимает» - Кроме «Истоков» вы также ведете «Основы православной культуры» и, насколько я знаю, даже на этих занятиях у вас – многонациональный состав учеников? - Расскажу один случай: после общешкольного родительского собрания по выбору модуля по «Основам религиозных культур и светской этики» ко мне подошли две мамы в хиджабах и спросили, можно ли их детям посещать «Основы православной культуры». Я удивилась, а они объяснили: «Свои традиции мы и сами детям привьем, но ещё хотим, чтобы дети знали традиции земли, которая также стала им родной». Восхищаюсь мудростью этих родителей. Дети воспринимают Бога живым и очень близким, так же, как и святых. Однажды я рассказывала, как пророк Моисей сорок дней провёл на горе Синай. И дети спросили: «Сорок дней стоять на горе – это же кто выдержит! Бог его хотя бы чаем угостил?» Или вот такое пожелание: «Вот бы позвонить в специальный домофон возле рая, и Боженька бы спросил: кто там? А мы бы ответили: свои». Да, хотелось бы, чтобы дети всегда чувствовали себя «своими» Богу, не зависимо от того, какой они веры. Ребенок, исповедующий ислам, однажды сказал: «Мы все имеем разные исповедования, но чувство, что на этом уроке один Бог нас обнимает». Однажды моя ученица Амина, которая воспитывается в мусульманской семье с сильными традициями, увидев распятие, подняла руку и сказала: «Когда я смотрю на Крест, мне кажется, что какой-то Человек раскрыл Свои руки так, словно хочет обнять весь мир». Я очень подивилась этому ответу, ведь такое размышление о Кресте я встречала только у великого русского старца Иоанна Крестьянкина. Есть немало примеров из истории, которые показывают, как близко люди, исповедующие ислам, воспринимают образы наших святых. Вспомните, в 1841 году в Первую кавказскую войну Николай I награждал воинов, среди которых были не только русские, но и мусульмане. Из уважения к их религии, он решил награждать горцев орденами не с изображением Георгия Победоносца, а с двуглавым орлом, на что они возмутились: «Почему нам с птицей, а не с джигитом?» Чтобы сердца горели - Нас объединяет также история нашей большой страны. У вас есть удивительный проект «Письма детей из 21 века на фронт». Как он родился? - Перед тем, как возникла эта мысль, я попросила детей нарисовать тех, кого они любят и кто любит их. Они нарисовали в том числе бабушек и дедушек, которых никогда не видели, с которыми в этой жизни им не пришлось встретиться, но о существовании которых они много слышали от своих родителей. В семье трепетно хранят их фото и памятные вещи. Ребята уверены, что их бабушки и дедушки продолжают их любить даже за пределами земной жизни. Оказалось, что для детей письма в прошлое – это не только память, но и возможность поделиться самым сокровенным, это, если хотите, детская молитва. Девочка поделилась со мной, что после того как она написала дедушке письмо, он приснился ей: стоял у письменного стола в своём кителе и читал её письмо... Вот эту живую связь ребята и своим детям передадут. Прошлое не будет для них закрытой книгой или глухим отзвуком, а станет частью их души. - Как было бы здорово, если бы дети оставались такими искренними, глубоко воспринимающими мир, как в детстве... - Действительно, мир выхолащивает порой наши старания, нивелирует усилия учителей, родителей. Дай Бог, чтобы чистота, честность в них остались. Хочется дать почувствовать детям, что каждый день – это награда, подарок, что жизнь – великий Божий дар, что она бесценна. Однажды дети поздравляли с днём рождения свою одноклассницу, желая ей всяческих благ: кто - пятёрок, кто - послушания, кто - подарков. Но одна девочка сказала такие слова: «Я желаю тебе, чтобы в каждом дне ты находила радость и знала, для чего тебе этот день был дан». Верю, что дети достойно пройдут этап взросления, когда ценности, заложенные в детстве, подвергаются новым испытаниям. Будем же сейчас согревать наших детей, как только можем, чтобы не остались они один на один с этим холодным миром. А в наше время приходится удивляться не только учительскому теплу, но и материнскому. В первом классе учится Ванечка. На парте, помимо всяческих школьных принадлежностей, лежит листок с написанным печатными буквами небольшим текстом. Проходя мимо парты, не могла не полюбопытствовать: что же содержит эта маленькая записка... «Ванечка, ангелочек мой родной, будь умницей! Верю в тебя. Мама». Как порадовала эта простая записка! «Родительское благословение - это купол над детьми», - так дети чувствуют нашу роль в их судьбе... Давайте верить в наших детей. Они прекрасны. За повседневной суетой мы, увы, не всегда способны разглядеть удивительную, божественную красоту их сердец.

Оксана Сероокая: «О чем молятся наши дети»
© АиФ Югра