Как помочь ребенку не потеряться в новой экономике

Для того чтобы через двадцать лет экономика России могла оставаться конкурентоспособной, ей будут нужны новые кадры. А чтобы они соответствовали требованиям цифрового формата, который к тому времени полностью вступит в свои права, будущих специалистов надо готовить уже сейчас - практически с детского сада. Или как минимум - со школы, убеждены эксперты.

Как помочь ребенку не потеряться в новой экономике
© Российская Газета

Значит, должны произойти изменения и в системе образования, и в бизнесе, "заточенном" на детскую индустрию. Как отмечают эксперты, детям больше нельзя давать в руки готовые решения. Перед ними нужно ставить задачи, и они должны уметь их решать. И эту концепцию необходимо заложить во всем - в играх, в детских товарах и товарах для творчества, в дополнительном образовании.

"Мы говорим с педагогами и с детьми о том, что у нас сильно меняется социокультурная ситуация, в которой находится взрослеющее поколение", - рассказывает директор ФГБУК "Всероссийский центр художественного творчества" Оксана Гончарова. В глобальном масштабе - это переход от индустриального уклада, массового производства к тому креативному когнитивному производству, которое уже сейчас требуется и для которого нужно готовить детей. "Промышленность стоит на пороге четвертой технологической революции, и не готовить к этому детей, в том числе увлеченных творчеством, невозможно. Потому что цифровизация придет во все сферы. Города, производства будут "умными". И уже сейчас дети должны готовиться к глобальной конкуренции на рынке нового труда",- поясняет Гончарова.

Впрочем, система дополнительного образования "пробуксовывает" в этом плане, отмечают эксперты. С одной стороны, в нее вовлечены более 13 миллионов детей в возрасте от 5 до 17 лет. С другой, отмечают специалисты, из нее часто "выпадают" тинейджеры 12-17 лет.

До 12 лет ребята еще активно посещают секции дополнительного образования, потом они исчезают, и к 17 годам появляются у репетиторов. Хотя подростки в этом возрасте очень перспективны, они нашпигованы информацией, возможностями. Они владеют гаджетами, общаются со сверстниками по всему миру, восприимчивы к новой информации. Но получать дополнительное образование в том виде, в котором оно сейчас есть, им часто неинтересно. И драгоценное время теряется, а энергия часто направляется в неправильное русло.

Будущее - история о мелкой моторике, пространственном мышлении, способности к созданию, к творчеству

Какой же выход? По мнению специалистов, ребят в этом возрасте можно было бы увлекать декоративно-прикладным творчеством, "заводить" на предприятия. Показывать производственные процессы, учить каким-то простым технологиям, рассказывать о цикле жизни товара и показывать, как он продвигается. Чтобы детям захотелось не только самим что-то изготавливать, но и показать свою продукцию миру, учиться продвигать и продавать ее. В дополнительном образовании, кроме мейкерства должны появиться и маркетинг продукции, основы предпринимательства, коммерциализации сделанных детьми изобретений и интеллектуальных продуктов, созданных в художественном творчестве.

Стоит рассказывать детям и о международном опыте, и о выходе на рынки - российский и зарубежный, чтобы у детей развивался новый тип мышления. Все задачи обновления программ дополнительного образования, отмечают эксперты, для решения которых должно быть налажено взаимодействие министерств на федеральном уровне. И педагогов с производителями, предпринимателями - на местном.

В каждом регионе до 2020 года должен быть создан региональный модельный центр, где будут развернуты современные программы дополнительного образования, которые в итоге должны охватить порядка 75 процентов детей, с акцентом прежде всего на техническую, и, естественно, научную деятельность.

Вместе с тем, отмечают специалисты, уже сейчас растет увлеченность детей робототехникой, и число секций, где дети могут заниматься. А это уже сигнал производителям товаров для обучения робототехнике. Впрочем, по словам Оксаны Гончаровой нельзя недооценивать и художественное образование, которому в последнее время государство уделяет меньше внимания, чем техническому творчеству детей. "Мы второй год доказываем, что не получится создать инженеров, ученых, если они не будут креативные. А креативность лучше всего развивается в изобразительном искусстве, в прикладном творчестве, в хореографии и всеми остальными художественными практиками", - сказала она. Пока же только треть детей (33 процента), вовлеченных в секции дополнительного образования, занимаются художественным творчеством.\

Детей сегодня надо учить не просто мечтать, а ставить себе амбициозные цели и стремиться достичь их

"Нам важно не потерять эти 33 процента, потому что, когда рядом с домом строится детский центр, оснащенный по последнему слову техники, родители в первую очередь обращают внимание не на задатки детей, а на конъюнктуру. И в такой ситуации наша задача дать им новое вдохновение. Театр для бизнесменов и математиков, медиатворчество, фото, искусство для создателей ракет", - продолжила Гончарова.

По мнению директора направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, родители должны практически с рождения развивать своих детей, готовя их к новой реальности. Важно читать, мечтать и мастерить вместе с ребенком.

"Под словом "мечтать" я подразумеваю возможность человека ставить себе амбициозные цели и достигать - в новом мире в социальные лифты или "телепорты" в первую очередь попадут те, кто хочет большего от жизни", - говорит Песков. Он также рекомендует больше мастерить что-то вместе с ребенком, ведь будущее - это история о мелкой моторике, о пространственном мышлении, о способности к созданию, к творчеству. Ближайшие 20 лет - это эпоха творцов.