Конституция России имеет приоритет по отношению к международному праву

Положения Конституции России не нуждаются в пересмотре — действующий Основной закон страны не препятствует правовому развитию нашего государства. Такой точки зрения придерживается председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, который в преддверии Дня Конституции, 12 декабря, дал интервью «Парламентской газете». - Андрей Александрович, сегодня одна из тем, которая регулярно возникает на медийном поле, — Конституция РФ нуждается в изменении. На ваш взгляд, есть в этом необходимость? - Я не являюсь сторонником изменения Конституции. Убеждён, что закреплённые в ней ценности и принципы подтвердили устойчивость, преемственность основ демократического порядка России. А текст Конституции не препятствует правовому развитию и эволюции толкования Основного закона. Однако попытки создания условий для пересмотра конституционных положений предпринимаются, в частности Европейским судом по правам человека. Так, в одном из его решений предлагалось разрешить вопрос о предоставлении права осуждённым заключённым на участие в голосовании путём «некой формы политического процесса». По существу нам предлагалось отменить запрет, установленный Конституцией (не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. - Прим. ПГ), или истолковать данную норму Конституционным судом таким образом, чтобы этот запрет преодолеть.\ Проблема заключается не в противоречии норм международного права Конституции, а в их истолковании, которое даётся, в частности, Европейским судом по правам человека.Закон о Конституционном суде закрепляет специальную процедуру, которая позволяет обеспечить соблюдение Конституции РФ, особенно в вопросах защиты прав и свобод граждан в случаях, когда толкование ЕСПЧ Европейской конвенции о защите прав человека противоречит Конституции РФ. Нормы международного права не обладают приоритетом перед Конституцией России. Внесение поправок в Конституцию РФ не требуется. - Что отвечаете критикам Конституции, которые говорят, что она подразумевает верховенство международного права над Основным законом страны? - Часть 1 статьи 15 Конституции РФ закрепляет её высшую юридическую силу, прямое действие. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает приоритет норм международного договора над законом. Проблема заключается не в противоречии норм международного права Конституции, а в их истолковании, которое даётся, в частности, Европейским судом по правам человека. При возникновении таких противоречий Конституционный суд в рамках специальной процедуры, о которой мы говорили ранее, рассматривает вопрос о возможности исполнения решений ЕСПЧ. Следует отметить, что нормы международного права становятся составной частью российской правовой системы на основании федерального закон о ратификации. Поэтому в системе источников российского права они обладают такой же юридической силой, как и федеральные законы. - В России действует усложнённый механизм пересмотра отдельных конституционных положений. Стоит ли его упрощать? - Не думаю, так как такой механизм позволяет обеспечить стабильность Конституции. А, как показывает опыт зарубежных государств, задачи социально-экономического и политического развития могут быть решены без пересмотра Основного закона. -В Госдуму депутатом от КПРФ Владимиром Бортко внесён законопроект о конституционном собрании. Нужен ли такой закон в принципе и почему, на ваш взгляд, он внесён сейчас? - Принятие такого федерального конституционного закона в условиях, когда отсутствует общественный запрос на пересмотр Конституции РФ, не представляется необходимым. Замечу, что с 1997 года это уже седьмая попытка внести в Госдуму такой законопроект — каждый раз он либо отклонялся, либо отзывался инициаторами. И пока никаких дополнительных и новых аргументов, обосновывающих необходимость принятия законопроекта, не появилось. Считаю, что внесённый законопроект неактуален. - В сравнении с другими странами много ли у нас происходит «точечных» изменений в Конституцию? - Поправки в Конституцию РФ принимались четыре раза (первая касалась увеличения сроков полномочий президента и Госдумы, вторая установила обязанность Правительства предоставлять ежегодный отчёт в Госдуме о своей работе, третья позволила объединить Высший арбитражный и Верховный суды России, четвёртая создала условия для появления 17 мест в Совете Федерации, на которые сенаторы могут назначаться не региональными властями, а главой государства (так называемой «президентской квоты»). — Прим. ПГ). Конституция РФ остаётся стабильным и живым документом благодаря решениям Конституционного суда, его правовым позициям. При этом следует отметить, что, помимо этого, вносились изменения в часть 1 статьи 65 Конституции на основании федерального конституционного закона об образовании в составе России нового субъекта Федерации — это касалось как объединения регионов, так и воссоединения Крыма с Россией. - Четыре поправки — крайне мало по сравнению, например, со странами Европы. В Германии за последние 60 лет в основной закон было внесено столько поправок, что он вырос в объёме в три раза. Незначительное количество изменений в Конституцию РФ по сравнению с другими странами обусловлено усложнённым механизмом внесения поправок? - Стабильность Конституции зависит не только от количества внесённых поправок, но и от возможности её толкования. Такое толкование позволяет обеспечить баланс между стабильностью конституционных положений и общественным запросом. Сейчас такой баланс найден. Конституция РФ остаётся стабильным и живым документом благодаря решениям Конституционного суда, его правовым позициям. О востребованности данного механизма свидетельствует рост числа обращений граждан в Конституционный суд. - Один из вопросов, предусмотренных Конституцией, — определение перечня лиц, которые обладают правом законодательной инициативы. На ваш взгляд, стоит ли расширять данный перечень, предоставив право законодательной инициативы не только Правительству, но и отдельным федеральным министерствам? - Расширять перечень субъектов права законодательной инициативы, которых более 700, не нужно. Правительство РФ при внесении законопроекта в парламент должно представлять единую согласованную позицию федеральных органов исполнительной власти. - Надо ли делать День Конституции выходным днём, как это принято в некоторых странах за рубежом? Тем более что он был в нашей стране выходным днём до 2004 года. - День Конституции, конечно, - это знаменательный государственный праздник. Он отмечается в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Дании, Казахстане, Норвегии, США, Японии, в других странах. В ноябре этого года депутаты внесли законопроект об установлении Дня Конституции выходным днём в России — сейчас инициатива находится на рассмотрении Госдумы. И если такой закон будет принят депутатами, то мы его поддержим.