Вопросы безопасности учеников решают комплексно

Безопасность в московских школах, способы решения конфликтов и необходимые меры профилактики — об этом 22 января в эфире сетевого вещания «ВМ» говорили эксперты. Трехсторонний контакт Воспитывать ребенка нужно начинать с самого рождения. В этом уверена заместитель председателя городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Ольга Галузина. — Как родился ребенок, надо браться за его воспитание, — говорит она. — И обучать его в процессе всего жизненного цикла. При этом важную роль в воспитании детей играет и школа. Ведь в ней дети проводят большую часть своего времени. — Но зачастую между родителем и педагогом нет связи, они никак не контактируют, — считает председатель Московского городского «Родительского комитета» Руслан Ткаченко. Чтобы наладить взаимодействие между этими сторонами, нужно любить и уважать друг друга. — Человек, который любит, слушает и говорит так, чтобы другой его понял, — говорит Ткаченко. — При этом очень важно поставить себя на место другого. Говоря о понимании между родителями и учителями, не стоит забывать и о самом ребенке. Его мнение тоже нужно учитывать. С этой позицией выступила психолог спецшколы № 1, член профсоюза образования Москвы Ольга Хорошева. — Обычно ребенку предъявляются требования: ты должен, ты обязан, — говорит Хорошева. — А вот реальные потребности ребенка никого не интересуют. По ее мнению, нужно включать детей в диалог, чтобы они были не объектами, а субъектами в решении сложных ситуаций. Информационное пространство Особое влияние на поведение и психологическое состояние ребенка оказывает информационное пространство. Трудно сейчас представить школьника, который бы не сидел в социальных сетях, не смотрел сериалы и фильмы. — Современные родители часто сами дают в руки ребенку планшет или сажают его перед телевизором, — говорит Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного интернета. — Таким образом ребенок не мешает им заниматься своими делами. Тем временем дети поглощают и анализируют получаемую информацию. В их сознании формируются определенные модели поведения. — И вполне логично, что некий поступок, когда-то в 80-е немыслимый, в 2010-е превращается в норму, — поясняет Парфентьев. При этом, по словам эксперта, ограничительная мера тут не поможет. Это вызовет лишь всплеск новых нарушений и актов агрессии. Ответственность и наказание Прежде всего, по мнению Ольги Галузиной, ребенок должен знать о последствиях, которые его ждут, если он нарушит закон. И закладывать эти знания должны прежде всего родители, а затем школа. — Ответственность — это то, что должны передавать родители своим детям, и начинать нужно с младшего школьного возраста, — говорит она. Поначалу это может выражаться в обычной обязанности убрать за собой игрушки, а затем по нарастающей. Такая модель воспитания поможет сформировать правильную личность ребенка. Нельзя забывать и о мерах наказания. — Раньше параллельно с механизмом поощрения и подачи разумного, доброго и вечного существовал механизм санкций, — приводит пример Парфентьев. — Формирование норм поведения происходит методом кнута и пряника. Если убрать так называемый кнут, ребенок чувствует вседозволенность и воспринимает отклонение от общепринятых норм поведения как допустимое. Погоня за оценками Одна из причин конфликтов, которую регулярно озвучивают в обществе, — постоянное давление на детей со стороны родителей. Они чаще интересуются оценками ребенка, чем его реальной жизнью. Безусловно, такая проблема есть, но не повсеместно, считает Ольга Галузина. По ее мнению, нацеленность на будущее — это положительный и необходимый фактор современности. И, конечно, оценки играют здесь немаловажную роль. — Хорошее образование — это залог успеха, оно нужно всем, — говорит Галузина. Тем не менее не все гонятся за «пятерками». — Многие семьи подходят к ребенку с точки зрения воспитания, передачи традиций. Самое главное, чтобы было взаимное доверие, — говорит она. Авторитетное мнение У ребенка должен быть положительный пример перед глазами, уверены эксперты. Сейчас же многие родители заняты работой, а на детей времени не остается. — Одна из системных проблем — у детей пропадает позитивный пример, — считает Ткаченко. — Он воспитывается родителями, которые умнее и старше. А когда родители исчезают из жизни ребенка, уделяют ему мало внимания, то он ищет авторитет на стороне. В современном цифровом мире дети находят поддержку в социальных сетях, закрытых сообществах, о которых родители даже не подозревают. И контент там может быть самый разный, в том числе провоцирующий агрессивное поведение у ребенка. По мнению директора школы № 2098 Надежды Перфиловой, авторитетом для школьников может стать классный руководитель. — Это тот человек, который наблюдает за детьми на протяжении нескольких лет и замечает все изменения, — говорит она. — Именно он может вовремя обратить внимание на поведение ребенка и сообщить об этом его родителям. Меры контроля В плане открытости столичной системы образования — здесь ей равных нет. По словам Надежды Перфиловой, знакомство со школой у родителей происходит не как раньше, за разговорами в песочнице, а непосредственно в общении с учителями и директором образовательной организации. — Сейчас мы родителей приглашаем к нам за год или даже за два до того, как ребенок пойдет в школу, — рассказывает Перфилова. — Это нужно, чтобы узнать, какие традиции у нас, кто из учителей набирает классы. Мы проводим встречи с роди­телями, мастер-классы. Хорошо обстоят дела и с безопасностью — работает система «Проход и питание». — Войти и выйти из школы можно только по карточке или браслету «Москвенок», — поясняет Перфилова. — Охрана видит фотографию ребенка и только тогда пропускает его. Такая система работает еще и как оповещение для родителей: они получают уведомления обо всех перемещениях ребенка. При этом, по мнению Руслана Ткаченко, не стоит перегибать палку. — Те же браслеты иногда воспринимаются детьми неправильно, будто мы, взрослые, превращаем школу в тюрьму, — говорит он. — Когда дети знают, что их везде контролируют, у них не вырабатывается навык ответственности. Действуем сообща В целом безопасность в столичных школах — на высоком уровне. Конфликты, если и возникают, то решаются сразу — в этом помогают социальные педагоги и психологи, которые есть в каждой образовательной организации. По словам психолога городского ресурсного центра поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ирины Никитиной, если у ребенка проблемы, он начинает замыкаться в себе, перестает контактировать со сверстниками. — Также у ребенка могут происходить всплески агрессии, — добавляет она. В этом случае нужно сразу обратиться к специалисту, поговорить с классным руководителем, учителями и действовать сообща, чтобы помочь ребенку, но не навредить. Кроме того, сейчас в столице активно развивается школьная служба примирения. — Она есть не в каждой школе, проект только недавно стартовал. Сейчас такая служба есть примерно в ста школах города, — рассказывает замес­титель директора городского психолого-педагогического центра Департамента обра­зования Москвы Нина Сере­денко. Главное, в чем помогает такая служба, — сформировать ответственность у детей, включиться в процессы, развить взаимопонимание. — Если в каждой школе будет такая служба — это будет прорыв, — уверена Середенко. Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Вопросы безопасности учеников решают комплексно
© Вечерняя Москва