«Чем уже рамки, тем больше свободы» 

Министерство культуры опубликовало список приоритетных тем госфинансирования кинопроизводства в текущем году. Таким образом, кинематографисты, желающие получить средства на производство, теперь должны определиться, о чем и в каком формате они будут снимать, и соответствующим образом спланировать презентацию будущей картины.

Однако, по мнению киносообщества, и формулировка тем, и время их обнародования нуждаются в корректировке.

В списке девять пунктов, но только один, девятый, содержит конкретную задачу: «Столетие русской революции и Гражданской войны. Причины и трагизм потрясений. Подчинение интересов разных сторон конфликта интересам и ценностям исторической России».

Остальные пункты довольно расплывчаты — например, «Образы, модели поведения и созидательная мотивация нашего современника — человека труда, военного, ученого», и не несут никаких конкретных рекомендаций по жанрам или сюжетам. Даже такая специальная тема, как «Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью, террором и экстремизмом», оставляет простор для трактовок.

По мнению программного директора ММКФ, профессора Кирилла Разлогова, внятной и убедительной выглядит только тема о столетии революции.

— Фильмам этой тематики в следующем году имеет смысл отдать приоритет, поддержать 1–2 больших проекта, — отметил Разлогов. — Остальные темы — набор слов, который ничего не определяет. Конечно, продюсеры в заявках будут делать вид, что снимают фильмы в соответствие с рекомендациями, но на самом деле снимут нечто другое.

Подобных случаев, по мнению продюсера и режиссера Алексея Петрухина, можно было бы избежать, если пересмотреть сроки и объявлять рекомендованные темы намного раньше, чем практикуется.

— Написание сценария и подготовка проекта занимает год, а потом продюсер приходит с этой разработанной темой на конкурс, — считает Петрухин. — А тут получается, что на сдачу документов дается две недели, а спустя еще неделю вдруг объявляют список рекомендованных тем, в которой нет ни одной, подходящей под твой проект. Начинаешь придумывать: всё равно не сказано, что конкретно имеется в виду. «О войне» — это же о любой войне может быть…

Однако потом оказывается, что Минкультуры имело в виду совсем не ту войну, про которую хотел снимать продюсер. Для обоюдной ясности проще указывать событие, как это сделано в нынешнем пункте о Гражданской войне. Тем более что военная тема в списке рекомендаций идет обязательным пунктом, хотя ее каждый год формулируют по-новому.

— Как правило, картины на военную тематику не окупаются, — говорит Петрухин. — Но задача продюсера — сделать крепкий фильм по заказу Минкульта, зафиксировать в кино подвиг героев, оставивших след в истории.

По словам продюсера, если заказчик укажет, о чем именно нужно снимать, это никак не скажется ни на его репутации, ни на свободе художника.

— У Министерства, в отличие от Фонда кино, поддерживающего коммерческие проекты, миссия социальная, — заметил Петрухин.

Кроме того, «заданная тема — повод развиваться», считает Наталья Мокрицкая, продюсировавшая фильм «Битва за Севастополь».

— Чем уже рамки, тем больше свободы, — говорит она. — Я сейчас разрабатываю киноальманах «2017», посвященный столетию революции. В него войдут лучшие дебюты, в которых молодые режиссеры будут переосмысливать это историческое событие.

Мокрицкая напомнила, что в советском кино, которое до сих пор является эталонным, снимались альманахи к 50-летию и 60-летию революции и Гражданской войны, из которых многие актеры и режиссеры вышли в звезды. То есть госзаказ способен подтолкнуть индустрию к созданию серьезных и добросовестно снятых проектов.

Это неполный текст новости
Читайте также
Видео
Больше видео