Войти в почту

Кино в Венеции: рай в виртуальной реальности, беженцы-апостолы и новый "Рокко"

Венеция отменяет торжества в память о жителях разрушенного Аматриче и других городов, пострадавших от землетрясения, чтит специальными сеансами недавно ушедших режиссеров Аббаса Киаростами и Майкла Чимино и вручает первые награды – за труд всей жизни. Почетного «Золотого льва» получит Жан-Поль Бельмондо, перебегавший через венецианские каналы прямо по припаркованным гондолам и весело сбывавший японцам в отеле Даниэли – буквально через лагуну – подделку Каналетто из венецианской же Академии в «Игре в четыре руки» Жоржа Лотнера. Другого «Льва» вручат режиссеру Ежи Сколимовскому. Важная фигура польского кино, на Западе он оставался в тени более удачливых выходцев из соцлагеря — Поланского, Жулавского, а позднее – Кесьлевского, на Востоке – был заслонен мощной фигурой Вайды и плодовитым «моральным беспокойством» Занусси. В конце концов, Сколимовский вернулся в Польшу, а в 2011 году был триумфально заново открыт после семнадцатилетнего молчания и венецианской премьеры «Необходимого убийства», изумившего напором киногении чистейшей пробы в исполнении 70-летнего (на момент съемок) автора. Из длинных гипнотических планов и резкого монтажа Сколимовский сложил тогда выразительную поэтическую фигуру, где на разных концах строфы бежали пес Аллаха и гончие псы, проявлялись из белизны снега деревья польской пущи, и лес минаретов обступал загнанного героя Винсента Галло. Премия имени Робера Брессона, учрежденная в канцелярии Святого престола, ждет Андрея Кончаловского. 8 сентября состоится конкурсная премьера его «Рая», и епископ вручит режиссеру приз за духовные поиски в кино. Такой уже есть у Александра Сокурова и Вима Вендерса. Этот именитый немецкий режиссер нынче также присутствует в конкурсе, он воссоединился со своим старинным соавтором Петером Хандке, чтобы экранизировать в 3D его недавнюю пьесу «Счастливые дни в Аранхуэсе» (Les Beaux Jours D’Aranjuez). Российские зрители знакомы с ней по спектаклю Люка Бонди, показанному на фестивале «Территория». Двое известных интеллектуалов ветхой, до-глобалистской Европы отправят публику в прекрасный сад, где, как и в первые эдемские дни, есть мужчина и женщина, но не гармония между ними. Аттракцион «из божественного» обещан зрителям эксперимента Дэвида Хансена «Иисус ВР – История Христа», если и не первого в своем роде, зато первого высокобюджетного, снятого в формате виртуальной реальности и в популярном святочном жанре. За проектом стоит Энцо Систи, один из продюсеров фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы», также снятого в итальянской деревне Матера. С 1 по 4 сентября в оборудованном виртуальными шлемами зале на 50 кресел презентуют 40 из 90 запланированных минут виртуального зрелища. К католическому Рождеству продукт выпустят на большинстве крупных сетевых платформ. Это своего рода технологическая рифма к высокому искусству Паоло Соррентино, нынче приложенному к телевидению. Напомню, что в эти же дни в Венеции состоится внеконкурсная премьера первых серий его «Молодого Папы» с Джудом Лоу в роли вымышленного понтифика. Добавим к этому небесному фокусу новейший апокриф «Евангелие» (Vangelo) Пиппо Дельбоно, знаменитого театрального актера, танцовщика и режиссера из Модены, некогда работавшего с Пиной Бауш. Это один из самых ожидаемых фильмов, а возможно, и скандалов венецианской офф-программы. Своих апостолов буддист Дельбоно, с нежностью называющий мать «католической ультрас», нашел среди нигерийских и афганских беженцев, в лагере мигрантов среди больных и убогих. По его мнению, именно среди них явился бы и сам Господь, случись такое в наши дни. В этом октябре Дельбоно привезет в Санкт-Петербург на фестиваль «Балтийский дом» одноименный спектакль на музыку Энцо Авитабиле. Подборка документальных фильмов в параллельных секциях фестиваля едва ли не любопытнее игровой селекции. Кроме фильмов Ульриха Зайдля и Эндрю Доминика, о которых Forbes рассказывал раньше, здесь собраны как сильные авторы, так и курьезные персонажи. Ветеран порноиндустрии Рокко Сиффреди и его неизведанный внутренний мир привлек внимание двух французских тележурналистов, уже склонявших к интимным признаниям президента Французской Республики Франсуа Олланда. Новый «Рокко» включен в программу «Венецианских дней». Маттео Борхардт смонтировал свой фильм из старинных видеопленок с писателем Чарльзом Буковски, снятых еще на кассеты «Юматик». «Вечер с Буковски» (You Never Had It — An Evening With Bukowski) состоялся 35 лет назад, когда итальянская журналистка Сильвия Бизио заглянула на виллу Буковски в Калифорнии и записала беседу с ним за вином, сигаретами и чтением стихов. Пленки были утрачены и, наконец, счастливо обнаружены, оцифрованы и дополнены позднейшими съемками писателя в Лос-Анджелесе. Сергей Лозница наблюдает за посетителями лагерей смерти, превращенных в музеи, в документальном фильме «Аустерлиц», названном так в честь переведенного у нас одноименного романа Винфрида Зебальда. История здесь не творится на наших глазах, как в его предыдущих фильмах «Майдан» и «Событие», но встречает пришедших к ней на свидание туристов в шортах зевами остывших печей Дахау, Равенсбрюка, Заксенхаузена. Признаный во всем мире китайский видеохудожник и документалист Ван Бинь представит в конкурсной секции «Горизонты» новую работу «Горькие деньги» (Bitter Money) о мигрантах, прибывающих на восточное побережье Китая. Молодые люди ищут заработка и обманываются в своих ожиданиях и иллюзиях. Наиболее известный игровой фильм Ван Биня «Канава» стал также первым фильмом про китайский ГУЛАГ, выстроенным на соотнесении неохватных открытых пространств пустыни Гоби, которая и без колючей проволоки лучшая тюрьма, и беспросветного заточения узников, отправленных на «перевоспитание» в 50-е годы. Наконец, на открытии программы «Венецианские дни» покажут «Зрелище войны» (The War Show) с подзаголовком «От революции к войне за семь шагов» старейшего датского документалиста Андреаса Дальсгарда и сирийской журналистки Обайды Зайтун о событиях в Сирии, начиная с протестов активистов против Башара Асада и вплоть до гражданской войны. В дополнение к многочисленнным премьерам с 1 по 5 сентября на торговой площадке Venice Production Bridge будут рассмотрены 40 проектов для копродукции. Авторы, дистрибьюторы, телеканалы и фонды, заинтересованные в финансировании или покупке европейских и международных проектов, встречаются на этой площадке с 2012 года. Тогда же на фестивале появилась программа «Венецианская классика», где кинохранилища, киномузеи и студии демонстрируют искусство реставрации фильмов. Их мастерство оценивает жюри, состоящее из студентов – историков кино с последнего курса, выдвинутых на эту роль их профессорами. Здесь покажут реставрированную в этом году на «Мосфильме» копию «Сталкера» Андрея Тарковского 1979 года, «Американского оборотня в Лондоне» Джона Лэндиса 1981 года, «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро 1978 года, «Деньги» 1983 года того самого Робера Брессона, премию имени которого вручат Кончаловскому, и еще добрую дюжину не менее выдающихся фильмов. Помимо Тарковского и Кончаловского, русская культура представлена в Венеции, не поверите, балетом. В 1990-е годы русская девочка, героиня фильма «Полина, танцующая свою жизнь» (Polina, danser sa vie) – мечтает о Большом театре, а вырастая, познает радости современного европейского танца. Поставил эту романтическую картину известнейший французский хореограф Анжелен Прельжокаж, руководитель Национального хореографического центра в Экс-ан-Провансе, работавший в Большом театре над постановкой спектакля «А дальше – тысячелетие покоя». Преподавателей Полины играют в свой черед Алексей Гуськов и Жюльетт Бинош. Картину покажут уже сегодня в параллельной секции «Авторские дни». Среди двадцати премьер конкурсной программы, кроме тех фильмов, о которых Forbes уже рассказывал, будут показаны картины «На Млечном пути» (On The Milky Road) Эмира Кустурицы, «Слепой Христос» (El Cristo Cподробно iego) Кристофера Мюррея, «Плохая партия» (The Bad Batch) Анны Лили Амирпур, «Свет в океане» (The Light Between Oceans) Дерека Сиенфрэнса, «Дикая местность» (La Región Salvaje) Амата Эскаланте, «Франц» (Frantz) Франсуа Озона, «Жизнь» (Une Vie) Стефана Бризе, «Почетный гражданин» (The Distinguished Citizen) Мариано Кона и Гастона Дюпра, «Перо» (Piuma) Роэна Джонсона. В жюри под руководством режиссера Сэма Мендеса вошли документалист Джошуа Оппенхаймер и лауреат «Золотого льва» прошлого года Лоренцо Вигас, художница и режиссер Лори Андерсон, актрисы Кьяра Мастроянни, Джемма Артертон, Нина Хосс, Чжао Вэй и драматург Джанкарло Де Катальдо. О фильме открытия «Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла — в следующем репортаже из Венеции.

Кино в Венеции: рай в виртуальной реальности, беженцы-апостолы и новый "Рокко"
© Forbes.ru