Войти в почту

Горан Брегович: моя "Кармен" заканчивается свадьбой

Сербский композитор и исполнитель Горан Брегович выступит со своим коллективом Wedding and Funeral Band 5 ноября на сцене Кремлевского дворца в рамках совместного концерта с режиссером и музыкантом Эмиром Кустурицей. О том, почему в России любят балканскую музыку, как творчество должно объединить людей разных национальностей и вероисповеданий, а также о своем примирении с Кустурицей композитор рассказал в интервью ТАСС. - Вы частый гость в Москве. Как Вы считаете, почему российская публика так любит балканскую музыку? Если есть отличие балканской музыки от любой другой, то оно в том, что мы на Балканах имеем потребность быть по-хорошему сумасшедшими в музыке. Если наша музыка будет без такого безумия, то ее просто будет недостаточно. Все люди любят иногда быть сумасшедшими, и балканская музыка как раз помогает в этом. - Почему при всем космополитизме этническая музыка становится все более популярной? Только наивные люди думают, что все хорошее в музыке случается на MTV. Существуют параллельные миры музыки, и люди желают найти что-то новое, другое, в том числе и такого композитора, как я. Поэтому мне удается найти публику в разных странах мира, в разных слоях населения. Но, конечно, я и не думал, что, происходя из такой маленькой страны, могу иметь такую разнообразную аудиторию, в том числе в России. Мы многое знаем о России, еще в школе узнаем о ваших писателях, композиторах, полководцах. А вы о нас знаете мало. Вот через музыку мы и можем кое-что рассказать вам о нашей культуре. - Вы когда-то сказали, что Wedding and Funeral Band состоит из самых разных людей, от безграмотных до профессоров и профессиональных музыкантов. Это по-прежнему актуально? Это правда. Есть саксофонист, который читает лекции в трех академиях. Но есть и люди без образования. У нас есть цыгане, болгары, македонцы. Понимаете, Балканы - это то пространство, которое когда-то было под турками, и например, традиция игры на трубах идет со времен войны с турками. Тогда ведь не было музыкальных школ, зато можно было купить инструменты для военных подразделений, нанять цыган – и они играли, у них это в крови. За полдня они научат играть и других. - И какой состав оркестра Вы привезли в Москву на этот раз? Стандартный состав с вокалом. На этом концерте мы исполним песни для фильмов, музыку из оперы "Кармен со счастливым финалом", что-то будет с последнего диска "Шампанское для цыган", и самое новое будет из нашего нового альбома "Три письма из Сараева". - Когда выйдет этот альбом? Он поэтапно готовится, в феврале закончим работу над ним. - Вы упомянули написанную Вами оперу "Кармен со счастливым финалом". Когда-то Вы говорили о возможной экранизации ее. Ведется ли какая-то работа в этом направлении? Когда-то у меня была традиция пойти выпить что-нибудь в театре в Белграде, и я посмотрел там "Кармен". И я подумал, что бы сказал зритель, если бы я привел свою команду, в которой есть цыгане? Тогда все увидели бы первую и единственную цыганскую оперу, в которой все плохо закончилось бы для персонажа Кармен. Есть такой цыганский анекдот: маленький цыган заходит в комнату и видит, что его бабушка смотрит порнофильм. Он спрашивает ее: "Бабушка, что ты делаешь?" А она ему отвечает: "Дожидаюсь, когда они поженятся". Потому что цыгане так живут, им всегда необходимо событие, в конце должна быть свадьба. Поэтому моя опера заканчивается свадьбой. Я начал писать по ней сценарий для сериала из 10 серий. - И как продвигается работа? Начал, это будущий проект. На сцене мы исполняли эту оперу 150 раз и в Южной Америке, и в Корее и других странах мира. А сериал подождет, это не самое важное. - А что самое важное в Вашей деятельности сейчас? Закончить новый альбом "Три письма из Сараева". Меня вдохновил один хороший рассказ в интернете. Одна журналистка из Иерусалима поделилась со своей коллегой с телеканала CNN, что ее знакомый уже 40 лет ходит молиться к Стене плача. Тележурналистка решила подготовить репортаж об этом человеке. Она спросила его: "Господин Цукерман, о чем Вы уже 40 лет молитесь здесь?" Он ей ответил: "Прихожу сюда, чтобы передать Богу, что мир должен быть лучше, справедливее, чтобы наши дети жили в мире, чтобы последователи разных религий друг друга понимали". Репортерша спрашивает: "И что же?" А старый еврей говорит: "У меня есть ощущение, что я все-таки говорю со стеной". Из этого рассказа можно сделать вывод, что Бог, очевидно, не предусмотрел в свое рабочее время то, чтобы научить нас жить вместе. Это наша основная задача – научиться жить вместе. Я написал музыку для концерта скрипки, который уже был показан в Париже. Скрипка играет в трех манерах: христианской классической, еврейский вариант и восточный, то есть мусульманский. Это метафорический образ, эти три скрипача – из Стамбула, из Иерусалима и из Парижа – как послание в бутылке, которое когда-нибудь кто-нибудь откроет. Вот в создании такого завета состоит моя работа сейчас. - Есть ли идеи снова поработать над музыкой для кино? Сейчас нет. Вообще у меня есть готовый саундтрек, кусочек, а фильм пока только в голове. Если у вас есть фильм, то я могу вам предложить к нему свою музыку. - Ваше прошлое выступление с Эмиром Кустурицей в Кремлевском дворце выглядело, как два отдельных концерта в рамках одной программы. В этот раз будет так же или произойдет долгожданное примирение? Есть некоторая идея сближения, не исключено, что в перспективе оно произойдет. Беседовала Анастасия Силкина

Горан Брегович: моя "Кармен" заканчивается свадьбой
© ТАСС