Войти в почту

"Ла Ла Ленд": современная фантазия на тему золотого века

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры Стремительно собирающий все призы сезона кинопремий фильм "Ла Ла Ленд" - небезупречная, но достойная попытка возродить ушедший, казалось, в безвовратное прошлое жанр киномюзикла. Традиционный январско-февральский марафон кинематографических наград набирает обороты. Начался он с "Золотого глобуса" - премии, присуждаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы, победители которой были объявлены в Лос-Анджелесе 8 января. Завершится же он там же, в Лос-Анджелесе, грандиозной церемонией "Оскаров", которая в этом году пройдет 26 февраля. Между ними вклиниваются награды БАФТА - Британской академии кино и телевизионного искусства. Несмотря на слово "британский" в названии, БАФТА в последние годы все больше становится интернациональной премией (читай англо-американской), и ежегодная грандиозная лондонская церемония (в этом году она пройдет в величественном Royal Albert Hall 12 февраля) собирает ансамбль голливудских звезд не менее блистательный, чем сами "Оскары". Номинанты на "Оскар" пока еще не объявлены, но "Золотой Глобус" и БАФТА традиционно считаются индикаторами будущего оскаровского успеха. Если верить этим индикаторам, то бесспорный фаворит нынешнего наградного сезона - американский мюзикл "Ла Ла Лэнд". Вслед за беспрецедентным - семь наград из семи номинаций! - успехом на "Золотом глобусе" он получил и рекордные 11 номинаций на БАФТА. В обеих премиях фильм отмечен в самых главных категориях - лучший режиссер, лучший сценарий, лучшие актеры в мужских и женских ролях, лучшая музыка и лучший музыкальный и комедийный фильм. Возрождение золотой эпохи "Ла Ла Ленд" - мюзикл. Наряду с вестерном это один из самых традиционных голливудских форматов. Как и вестерн, мюзикл пережил свою золотую эпоху в 30-50-е годы, и, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое. Время от времени те или иные, в том числе и вполне достойные режиссеры, с разным успехом предпринимают попытки его возродить. Из недавних вспоминаются "Да здравствует Цезарь!" - остроумная и любовная пародия на Голливуд 50-х братьев Коэнов и "Чирак" - современная хип-хоп адаптация древнегреческой комедии Аристофана "Лисистрата", которую режиссер Спайк Ли перенес в погруженный в гангстерские войны современный Чикаго. В отличие от своих постмодернистских, иронично-рефлексирующих современных собратьев, "Ла Ла Ленд" - чистый жанр. В нем нет ностальгии, нет щемящей любви к безвозвратно ушедшему прошлому, нет иронии и стилизации. Это смелая, небезупречная, но, безусловно, заслуживающая всяческого поощрения попытка вдохнуть новую жизнь - без современных стилистических ухищрений - в старый добрый мюзикл. "Этот период истории кино кажется теперь замкнутым и завершенным. 70-е с их переходом к реализму и блокбастеру практически уничтожили мюзикл. Правдоподобие - буквальное воспроизведение реальности - возобладало. В то время как в старом Голливуде существовал более широкий диапазон. Мюзикл не обязан был буквально отражать жизнь, он привносил в кино романтизм и идеализм", - говорит сценарист и режиссер "Ла Ла Ленд" Дамьен Шазелл. Идеальная фигура Молодой (в феврале ему исполнится 32) кинематографист кажется идеальной фигурой для возвращения полузабытого жанра в мейнстрим мирового кино. До поступления в киношколу престижного Гарварда Шазелл самозабвенно играл на барабанах, мечтая тогда о судьбе не кинорежиссера, а джазового музыканта. Этот период его жизни отражен в предыдущей, сделавшей ему имя картине "Одержимость" (Whiplash). Страстную одержимость мечтой переняли у главного героя того фильма герои и нынешнего - джазовый пианист Себ (Райан Гослинг) и начинающая актриса Миа (Эмма Стоун). А дебютом его была прошедшая почти незаметно стильная черно-белая лента "Гай и Мадлен на скамейке в парке" - тоже попытка создать современный джаз-мюзикл. В Гарварде Шазелл познакомился и подружился с Джастином Хорвитцем. Они играли в одной группе, и с тех пор Хорвитц - автор музыки ко всем трем фильмам режиссера. Корни Шазелла - не только в славной традиции Голливуда. Мать его - француженка, и "Шербурские зонтики" и "Девушки из Рошфора" оказали не меньшее влияние на его формирование, чем классика золотого века Голливуда. Звездная пара Шазелл прекрасно отдает себе отчет в том, что мюзикл - такова природа жанра - требует звезд. Причем звезд сыгранных, прекрасно знающих и чувствующих друг друга, как, например, Фред Астер и Джин Роджерс в "Цилиндре", Джин Келли и Дебби Рейнольдс в "Поющих под дождем" или Кэтрин Хепберн и Спенсер Трейси в "Ребре Адама". Именно поэтому он отказался от идеи снять в главной роли в "Ла Ла Ленд" так прекрасно зарекомендовавшего себя в "Одержимости" Майлса Теллера. Сыгранных звездных пар в нынешнем Голливуде не так много. Поэтому Райан Гослинг и Эмма Стоун, уже ярко проявившие взаимные флюиды в "Этой дурацкой любви" и "Охотниках за гангстерами" оказались практически идеальной парой. Гослингу пришлось с нуля за четыре месяца освоить фортепиано. Освоил настолько, что все партии в фильме играл сам. Пришлось актерам осваивать и танец. Иллюзий питать не стоит: Гослинг и Стоун - не Фред Астер и Джин Роджерс, но их романтически-сентиментальный танцевальный дуэт над раскинувшимся у них под ногами Лос-Анджелесом выглядит невероятно искренне и трогательно. Город и джаз Лос-Анджелес, кстати, - полноправный герой фильма. Это фильм о Голливуде, в традициях Голливуда, и где же еще ему происходить, как не в городе Голливуда? Лос-Анджелесу фильм обязан и своим названием, ведь LA - расхожая аббревиатура для "города ангелов". Впрочем, не менее важен и второй, внесенный в название картины смысл. В английском языке есть идиома "la-la-land", обозначающая либо умственное состояние, в котором человек не до конца осознает происходящее с ним, либо фантазию, в которой осуществляются вещи совершенно немыслимые и невозможные. Не правда ли, идеальное определение для красивой, музыкальной, романтической комедии? Еще один важнейший герой фильма - обожаемый Шазеллом до одержимости джаз. Бесконечные споры о его сути вносят в фильм нотку реальности, ничуть, впрочем, не снижающей его романтический настрой. Отчаявшийся пробиться в мир "настоящего" джаза Себ вынужден пойти работать в приджазированную поп-группу своего старинного приятеля Кита, которого играет известный певец и музыкант Джон Ледженд. Для Себа настоящий джаз - это музыка титанов прошлого: Дюка (Эллингтона), Диззи (Гиллеспи) и Пташки (Bird - прозвище великого саксофониста Чарли Паркера). Кит же утверждает, что джаз вырос из постоянного преодоления традиции, что он - порождение пионеров и радикалов. Так же и фильм "Ла Ла Ленд" - отражение внутренней борьбы между закостеневшей традицией золотого века голливудского мюзикла и попытками нового поколения внести в него современное содержание.