Войти в почту

Чернокожий Друзь и «Папины дочки» по-немецки

Российское телевидение принято ругать за копирование западных форматов: якобы телевизионщики не способны придумать уникальный и востребованный продукт, а потому клонируют зарубежные. Если это и правда, то только отчасти. В последние годы на отечественном ТВ все больше оригинальных сериалов и программ, которые способны удивить даже искушенных западных телепродюсеров. «Лента.ру» рассказывает, какие из российских телепроектов полюбили и разлюбили за границей. Лет 10-15 назад рынок комедийных сериалов и ситкомов в России за редким исключением представлял одну большую кальку с зарубежного ТВ. Тренд задавали СТС и ТНТ. «Моя прекрасная няня» был адаптацией американского сериала «Няня», «Не родись красивой» — колумбийской новеллы о девушке-дурнушке, «Кто в доме хозяин» — калька с американского «Кто здесь босс?», «Воронины» — перерождение популярного ситкома «Все любят Реймонда», «Счастливы вместе» — пересняты с «Женаты… с детьми». В 2007 году на экраны выходят «Папины дочки» — сериал о семейном психотерапевте, который воспитывает пять разновозрастных дочерей. Идея сериала принадлежала продюсеру и сценаристу СТС Вячеславу Муругову и руководителю «СТС Медиа» Александру Роднянскому. До прихода в СТС Роднянский преуспел на Украине: он основал канал «1+1», который буквально за два года стал влиятельным — аудитория полюбила его за качественные новости, хорошо сделанные юмористические шоу и шедевры западного кинематографа. Вместе с Муруговым они пришли к мысли, что зрителю достаточно ремейков, настало время оригинальных и более самобытных сериалов о жизни в России. Так появились «Папины дочки». Ситком демонстрировал феноменальные рейтинги и принес создателям несколько статуэток ТЭФИ. Он растянулся на 20 сезонов. На пике его популярности, в 2009 году, право переснимать «Папиных дочек» приобрел немецкий телеканал Das Vierte. Это был первый случай, когда полностью придуманный в России сериал захотели купить за рубежом. В немецком варианте сериал назывался «Полный дом дочек». В Германии проект с треском провалился. По одной из версий, оригинальный российский сериал возымел успех благодаря харизме главных героинь, а немецкие продюсеры не смогли грамотно подобрать актрис на ведущие роли. Кроме того, критики признали, что адаптированный сценарий был неудачным. После трех сезонов сериал продлевать не стали. Начиная с 2013 года кузница комедийных ситкомов, канал ТНТ, решает поэкспериментировать с несмешным. На экраны выходят «Студия 17», «Чернобыль», «Закон каменных джунглей», а потом и сериалы на грани художественных фильмов — «Сладкая жизнь», «Измены», «Озабоченные», «Бедные люди». Эти проекты снимаются целиком по оригинальным сценариям и приносят каналу неплохие рейтинги и профессиональные награды. Однако интерес иностранцев привлек не самый популярный и титулованный из них — сериал «Моими глазами». Он шел по ТНТ в 2013 году и даже не был продлен на второй сезон. «Моими глазами» — фантастический триллер, рассказывающий о гибели выпускницы школы в одном из маленьких российских городков. Трагедия сопровождается цепочкой странных событий, которую пытаются разгадать следователи, врачи и одноклассники погибшей. Каждый эпизод снят так называемой субъективной камерой, то есть происходящее показано глазами разных участников событий. Это новаторство авторов сериала. Кажется удивительным, но сценарий «Моими глазами» подготовил Илья Куликов — сценарист «Глухаря». Генпродюсер ТНТ предложил ему написать сценарий своей мечты, и кинодраматург выдал рукопись с мистической историей. Проект заинтриговал Заура Болотаева — режиссера «Интернов» и «Бородача» с большим операторским опытом. Оригинальная задумка возбудила интерес американских продюсеров. В 2014-м формат приобрела Fox Television Studios. Компания планирует отснять сериал и предложить готовый продукт топовым американским каналам, среди которых один из главных мировых поставщиков сериальных хитов — HBO. Болотаева пригласили поработать над первыми сериями ремейка, далее за продюсирование взялся Лоуренс Бендер, в кинокопилке которого «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки», «Убить Билла», «Умница Уилл Хантинг» и другие фильмы, ставшие классикой американского кинематографа. Телеклуб «Что? Где? Когда?» — уникальное изобретение советского телевидения, которое удачно прижилось и на новом ТВ. Во многом это произошло потому, что проект, как и КВН, с самого начала был шире телевизионных рамок. В «Что? Где? Когда?» играли и играют по всей России и в постсоветских странах независимо от того, покажут это по телевизору или нет. Игра вырастила несколько поколений. Успех российской нетленки попытались повторить американцы. В 2009 году права на локализацию «Что? Где? Когда?» приобрел телеканал ABC. Эту идею каналу предложил американский актер украинского происхождения Алекс Резник (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»). Телебоссы в течение двух лет вели переговоры с вдовой Владимира Ворошилова, еще два года продюсерам понадобилось, чтобы адаптировать шоу. Американская версия телепроекта под названием Million Dollar Mind Game (MDMG) вышла в эфир в 2011 году. В сравнении с оригинальным «Что? Где? Когда?» получилось действительно шоу, больше напоминающее игру «Кто хочет стать миллионером», только с большим числом участников. В нем нет волчка, конвертов с вопросами от телезрителей на барабане, чайной паузы, накала страстей, на которые способен магистр телеигры Андрей Козлов, а ведущий непривычно находится в кадре. Игроки за круглым столом, как в казино, зарабатывают деньги, пытаясь приблизиться к заветной сумме — миллиону долларов. Такое «Что? Где? Когда» в США не прижилось. Программа просуществовала только год. Версии телеигры, близкие к оригинальной, продолжают выходить в десятке стран постсоветского пространства. Спустя год после старта сериала «Кухня» на СТС права на показ ситкома о жизни работников ресторана купил канал CBS. Тот самый канал, который выпустил «Теорию большого взрыва», «Как я встретил вашу маму» и «Два с половиной человека». Американцы разглядели потенциал в эффектном проекте о непрекращающихся страстях, царящих на кухне ресторана, и получили права на адаптацию сериала по всему миру, кроме стран СНГ. В результате «Кухня» обзавелась грузинским, греческим и эстонским аналогами. Русскую версию с субтитрами можно увидеть на каналах Сербии и Черногории, а также заказать на Amazon. В 2016 году крупнейший в мире стриминговый сервис Netflix впервые купил права на российский сериал. Им оказался «Мажор» — детективная история о молодом денди, потерявшем все, попавшем на работу в органы и решившем мстить за убийство своих родителей. Сериал снят студией «Среда» Александра Цекало и был показан по Первому каналу. По подсчетам телеизмерителя Mediascope, среди российских сериалов «Мажор» был самым популярным в 2016 году. Создатели сериала не скрывают, что очень горды тем, что им удалось заинтересовать Netflix. Они предложили онлайн-кинотеатру и другие свои проекты (продюсерский центр также снял сериалы «Метод», «Клим», «Саранча», «Обратная сторона Луны»), но партнер пока остановился только на «Мажоре». В прочтении Netflix «Мажор» получил новое название — Silver Spoon («Серебряная ложка»), отсылка к английскому варианту поговорки «родиться в рубашке»: «родиться с серебряной ложкой во рту». Сериал должен был появиться на Netflix на русском языке с английскими субтитрами еще в 2016 году, однако до сих пор там не вышел. «Среда» также вступила в переговоры с компанией Critical Content о съемке американской версии «Мажора».

Чернокожий Друзь и «Папины дочки» по-немецки
© Lenta.ru