Войти в почту

«У него в глазах отражается небо». Яркие кинообразы Георгия Тараторкина

Он не хотел становиться актером, но так сложилась судьба, что в Ленинградском ТЮЗе на молодого осветителя обратил внимание художественный руководитель театра и студии Зиновий Яковлевич Корогодский. Именно он убедил высокого юношу с выразительными глазами рискнуть сдать экзамены в студию, конкурс в которую был сто человек на место. На удивление многих Тараторкин выдержал испытание и поступил к Корогодскому на курс. «Я же, как большинство молодых людей, был закрепощен, заштукатурен и закомплексован. У Корогодского замечательный дар видеть не то, что умеет 17—18-летний человек, а то, что он имеет, и имеет ли», - спустя почти полвека говорил актер. Георгия Георгиевича Тараторкина не стало 4 февраля 2017 года. Ему было 72 года. Всеми любимый артист сыграл более 30 ролей в кино. SPB.AIF.RU вспоминает некоторые из них. «Преступление и наказание», 1969 год Режиссеры из разных стран пытались экранизировать легендарное произведение Достоевского. Первый фильм, снятый по роману «Преступление и наказание», увидел свет в 1913 году. Через 43 года, в 1956 году, во Франции на экраны вышла лента, главные роли в которой сыграли такие звезды как Жан Габен и Марина Влади. Но, по мнению большинства критиков, самой удачной экранизацией романа стала картина Льва Кулиджанова, премьера которой состоялась в 1969 году. На главные роли режиссер пригласил двух молодых актеров Ленинградского ТЮЗа – Татьяну Бедову и Георгия Тараторкина. Для Татьяны, исполнившей роль Сони Мармеладовой, это стало дебютом в кино, для Георгия Тараторкина – второй работой на съемках: первый раз он появился на экранах в роли террориста-народовольца Гриневицкого в фильме «Софья Перовская». Существует история, что Кулиджанов утвердил артиста, увидев его фотографию из больницы. В тот момент Георгий с подозрением на гангрену лежал в палате, и врачи даже обсуждали необходимость прибегнуть к ампутации ноги. К счастью, операция не понадобилась. Более того, узнав, что его утвердили на роль Родиона, Тараторкин быстро пошел на поправку. Позже он вспоминал в одном из интервью, что два года работы над картиной были для него непростым временем, так как он «старался ни на миг не расставаться с миром Родиона Романовича, с миром его мучений, открытий, отчаяния, неприятия мира». «Естественно, я все время пытаюсь представить, как же я ее убил? А мы снимаем всё, что со мной происходит после убийства. И я помню момент, когда я Льву Александровичу говорю: «Лев Саныч, я больше не могу сниматься, мне вот так необходимо убить старуху. Мне необходим опыт», - шутил он. Когда картина была готова, он пригласил на премьеру в Доме кино в Ленинграде свою маму. После фильма актер решил познакомить ее с режиссером. «Я помню, как потрясающе я их познакомил со Львом Александровичем Кулиджановым после премьеры в Доме кино в Ленинграде. И они так смотрели друг на друга и потом Кулиджанов склонил голову, взял мамину руку и поцеловал», - рассказывал Георгий Георгиевич журналистам. Стоит отметить, что роль Родиона Раскольникова принесла 25-летнему Тараторкину государственную премию. «Чисто английское убийство», 1974 год Двухсерийный телевизионный фильм, снятый по роману Сирила Хэйра, стал классикой детективного жанра. В картине Георгий Тараторкин сыграл роль Роберта, сына старого лорда Уорбека. Именно вокруг смерти этого героя и разворачиваются события в ленте, раскрываются характеры героев и открываются завесы семейных тайн. Режиссер Самсон Самсонов собрал на съемочной площадке звездный состав. Вместе с Георгием Георгиевичем снимались Алексей Баталов, Ирина Муравьева, Иван Переверзев и Леонид Оболенский. Премьера детектива состоялась в декабре 1974 года, а через два года он был выпущен в прокат. Стоит отметить, что в работе над лентой использовались новаторские методы. Так, к примеру, «Чисто английское убийство» стало первым телевизионным фильмом в СССР, при съёмке которого применялось одновременно сразу три камеры. Зрителям также полюбилась музыка, создававшая в картине особую атмосферу. В фильме звучит музыка: композитора Эдуарда Артемьева - «Мелодия Рождественской ночи», мелодии из репертуара оркестра под управлением Джеймса Ласта (ФРГ). «Богач, бедняк... » , 1982 год Один из популярных романов американского писателя Ирвина Шоу был экранизирован режиссером Арунасом Жебрюнасом в 1982 году. В телеромане о жизни клана Джордах снимались в основном литовские актеры, исключение составили Георгий Тараторкин и Игорь Рогачев. Так получилось, что им досталась одна роль - Рудольфа Джордах на разных этапах его жизни. Рогачев сыграл его в молодости, Тараторкин – в зрелые годы. При этом перед актерами стояла непростая задача - в фильме Рудольф был изображен более отрицательным персонажем, чем в романе Шоу. Годы спустя в одном из интервью Тараторкин признавался, что каждая его роль была возможностью прожить чью-то жизнь, судьбу. «Что такое роль? Если она хороша,— значит это человеческая судьба, жизнь. Меня очень греет понятие судьба. Потому что пути моего сближения с образом не умозрительны, между мной и моим героем существует кровное родство. Ведь, действительно, кровь-то моя, нервы-то мои, сердце-то мое», - говорил он. «Сирано де Бержерак», 1983 «У него в глазах отражается небо», — сказала как-то Фаина Раневская про Тараторкина. Печальный образ героя с взором горящим воплотил Георгий Георгиевич и в роли Сирано де Бержерака. Телеспектакль с его участием поставил режиссер Сергей Евлахишвили. Когда постановку снимали для телевидения, актер попросил прийти свою жену Екатерину Маркову и поддержать его в непростой момент. «Увидев меня носатого крупным планом, она воскликнула на всю студию: "Боже мой! Но это же совсем другое дело, дорогой!», - вспоминал он. - Он был весь такой перпендикулярный, а ей очень понравился. Оказывается, гармония - не всегда красивость. Это все что угодно».

«У него в глазах отражается небо». Яркие кинообразы Георгия Тараторкина
© АиФ Санкт-Петербург