Войти в почту

Конечно, воскресного «Сноудена» Оливера Стоуна многие ждали с куда большим нетерпением, чем картину о страданиях актера, сыгравшего супергероя. Сноуден — сам супергерой нашего времени, его история развивалась, что называется, у нас на глазах, а потому и вызывает особый интерес. И хотя здорово, что его показали, но, наверное, нужно констатировать, что великий режиссер Стоун не снял великий фильм.Поразительно, как часто не оправдываются вполне оправданные, казалось бы, ожидания. Кто будет спорить с тем, что Оливер Стоун — мастер? Никто. А кто скажет, что история Эдварда Сноудена скучна? Никто и никогда! Но почему-то при соединении этих двух важнейших слагаемых ничего не произошло, и в сумме хорошего кино не получилось: фильм откровенно скучен. Почему? Как такое возможно? Нет ответа. Странной нарезкой из голливудских фильмов показался сам сюжет. Претензий к игре Джозефа Гордона-Левитта, воплощавшего образ экранного Сноудена, быть не может: он весьма убедителен в образе замкнутого программиста. Однако тихушник Сноуден в реальной жизни выкинул фортель, которого от него не ждали, — и то же хочется получить и от актера, его играющего. Но режиссер будто придерживал Левитта крышкой, стоило ему начать поднимать голову над кастрюлькой под названием сценарий. Немыслимая ситуация: из интернета узнать о личности Эдварда Сноудена можно куда больше, чем из фильма, и это даже как-то чисто по-человечески обидно. Неужели юноша в очках, Гарри Поттер без шрама, взбудораживший весь мир, на деле — всего лишь аутичный зануда, которому миру абсолютно нечего предъявить, разве что эпилептические припадки да любовь к кубику Рубика? Любители западного кино увидят в «Сноудене» много узнаваемых моментов, порой откровенно комичных. Вот орет сержант — ну как не вспомнить майора Пейна? А вот герой решает задачку с невероятной скоростью — ни дать ни взять кадр из «Человека дождя». А вот — простите, мастер! — комически снятый момент побега героя. В жизни он планировался месяцы, тут все происходит, как в ситкоме — Сноуден копирует секретные материалы на фоне приближающегося начальства, а потом фактически растворяется из бункера АНБ. Роли цэрэушников — гротескны, любимой девушки Сноудена — многовато. Она, конечно, милая, но ее присутствие в фильме ни к чему, ни о чем и ни за чем. Правда, иногда раздевается, что кого-то может и порадовать. Фильм вышел рядовым, хотя история таковой не была. Впрочем, Стоуну, порой «звучащему» в ленте громче актеров и сюжета, по совокупности заслуг можно простить многое. И это кино в том числе. Зато нет вопросов к фильму о Юрии Сенкевиче, который показали в субботу на том же Первом. Жаль, эфир был дневным. Попади он в прайм, этого великого человека вспомнило, а то и узнало бы, больше народу. Сейчас трудно объяснить, чем был «Клуб путешественников» для нашей страны во времена «железного занавеса», но двести миллионов советских людей видели мир исключительно его глазами. Доктор Сенкевич шутил и улыбался, даже когда оказывался в передрягах. Как его любили, с каким нетерпением ждали у экранов, как смотрели — раскрыв рты! Он умер на рабочем месте, в студии «Клуба...», в 66 лет. В эту субботу ему исполнилось бы 80 лет.

Сноуден не удивил
© Вечерняя Москва