Войти в почту

Наше новое кино. Владимир Вдовиченков «продвинет» татар

Мансур Гилязов о татарской золотой рыбке, весе слов и рождении киношедевров. В Татарстане завершились съёмки фильма «Байгал», который может выйти в прокат уже в этом году. «Есть ощущение, что началось время татарстанского кинематографа. Снимать фильмы стало для нас такой же потребностью, как потребность первобытного человека создавать наскальные рисунки. Молодёжь готова снимать даже без денег. Эту волну уже не остановить», - говорит Мансур Гилязов, сценарист фильма. Атмосфера фильма - Мансур Аязович, от татарстанского кино зритель ждёт чего-то принципиально нового. Увидим ли мы это в «Байгале»? - Любой фильм, снятый в Татарстане, новый, потому что можно по пальцам пересчитать картины, вышедшие на большой экран. «Байгал», который продюсирует Миляуша Айтуганова, исполнившая главную роль, будет самобытным, так как в его основе связь с историческими корнями, мифами татар. Байгал - это рыба, которая по древним преданиям жила в Волге и могла помочь в трудную минуту – поднять воду для бурлаков, обеспечить хороший улов рыбакам. Люди считали, что она приносит счастье тем, кто её увидит, но никто её не видел. Это миф о том, что счастье придёт к тому, кто в него верит. В картине мы покажем волжские просторы, где прошла большая часть съёмок. При этом сюжет современный – о трудной судьбе человека, который не утратил веру в счастье. Режиссёр Ильдар Ягафаров пригласил в картину своего сокурсника по ВГИКу Владимира Вдовиченкова. По его замыслу яркая игра актёра в роли следователя расширит рамки фильма. «Байгал» будет на двух языках, которые герои используют, как в жизни, например, в полиции, банке говорят по-русски. Благодаря самобытной основе, фильм заинтересует жителей других регионов и стран, которые не знают татар. Ведь кино – способ показать себя миру. - Планируете участвовать с ним в фестивалях? - Надеюсь, что он будет иметь прокатную судьбу, так как сюжет достаточно острый, с глубокой интригой. Мне кажется, зрителя привлекут неожиданные повороты, непредвиденный финал. Каким бы сложным и связанным с мифологией не был сюжет, в его основе простые чувства – любовь, предательство, преданность. Надеемся, что мы покажем его осенью на фестивале мусульманского кино в Казани. - Помогает ли фестиваль развиваться сценаристам РТ? - Он ценен тем, что создаёт атмосферу нашего присутствия в мировом кинематографе. Благодаря ему мы не чувствуем себя обособленными. К нам приезжают опытные кинематографисты, и это даёт нам уверенность и оптимизм. Есть ощущение, что началось время татарстанского кинематографа. Снимать кино стало для нас такой же потребностью, как потребность первобытного человека создавать наскальные рисунки. Появилось много молодых кинематографистов, готовых снимать кино даже без денег. Эту волну уже не остановить, а кинофестиваль её подпитывает. Сейчас мы наращиваем количество фильмов, а затем перейдём к качеству. К слову, будучи в жюри, я пересмотрел все фестивальные работы и был потрясён, что многие фильмы показывали насилие, горе, терроризм, войну. К счастью, мы можем строить кино на чём-то другом. Уже есть великолепные сценарии и первые попытки прокатного кино. Например, комедия «Семейные хлопоты» Алексея Барыкина, который выбрал интересную тему о взаимоотношениях двух народов, но зрителю чего-то не хватило. Всей палитрой - Считается, что фильмы, в которых всё спокойно, смотреть скучно... - Если дать художнику одну краску, например, розовую, и попросить написать картину, интересную всем, то он не сможет. Яркие краски, характеры, конфликты - это нужно зрителю. Ему нужны картины, написанные всей палитрой и построенные на контрасте. Не зря говорят, что человек видит то, что он несёт в себе. Любовь, предательство, одиночество, конфликт - такую личную историю он хочет увидеть на экране. А спокойную картину, построенную на нюансах, оценит редкий человек. В фестивальном кино главное – авангард. Кто-то снимает коммерческие фильмы, которые обречены на успех, а кто-то должен заниматься поиском, вкладываться в то, что не укладывается в рамки массовой культуры. Без этого искусство замрёт. Много спорят о чёрном квадрате Малевича, но ведь ему удалось создать удивительную атмосферу непонятности, где каждый видит своё. И не надо стыдиться, если не знаете ответа на вопрос, о чём фильм. Идея автора может быть не близка вам, но фильм близок, это нормально, ведь порой мы и самих себя понять не можем. - Вы известный сценарист. Спектакли по вашим пьесам обычно с успехом идут в Камаловском театре. Бывало ли, что вы приносили в театр что-то новое, а в итоге на сцене видели «деревенские заборы»? - Бывает и наоборот, я приношу «деревенские заборы», а получаю что-то новое. Это всегда неожиданно. Влияют и актёры, и музыка, и сама атмосфера. Иногда, кажется, даже режиссёр не понимает, какое звучание обретёт работа. Я видел, как мастер старался, чтобы определённый момент заставил зрителя задуматься. А на премьере в тот самый момент зал взрывался хохотом. Понять без слов - Актуальна ли для татарского театра проблема перевода, всё ли можно перевести на русский язык? - Текст сценария несёт лишь 8% информации. Остальное доносят жестами, взглядами, голосом, паузами, ритмом речи и др. Иногда слушаешь оратора и думаешь, что если бы те же слова говорил другой человек, то вышла бы ахинея. Допустим, если записать Армена Джигарханяна или Валентина Гафта, то получится набор слов. Но когда говорят они, то всё ясно, потому что глаза, интонации говорят больше слов. У Роберта де Ниро, Ричарда Гира в некоторых сценах почти нет текстов, но их даже глухой поймёт. Поэтому перевод, на мой взгляд, хоть и важен, но не абсолютно. - Почему в татарском театре почти нет спектаклей про современность? - Мало кто пишет. Упал престиж профессии, платят мало, и молодёжь в сценаристы не идёт. А без притока талантов не будет среды, которая поможет выкристаллизоваться гению. Сент-Экзюпери считал, что если бы все рисовали как Микеланджело, не было бы Микеланджело. Почему Пушкин – великий поэт? Потому что в те времена стихи были нормой жизни, рифма витала в воздухе. Он стал великим из множества, а если бы он писал один, то его бы не заметили. То же в кино и театре. Из сотни фильмов два гениальны, 20 смотрибельны, остальные – пустой материал. Почему суперсценарии пишут в Голливуде? Режиссёр Ираклий Квирикадзе вспоминал, как он прилетел в Голливуд, разговорился с таксистом и выяснил, что тот пишет сценарии. Он был потрясён, но потом носильщик в отеле тоже признался, что пишет сценарии. А в баре выяснилось, что сценарии пишут все. Вот и весь секрет успеха. Искусство должно быть престижным, массовым, тогда и появятся шедевры.

Наше новое кино. Владимир Вдовиченков «продвинет» татар
© АиФ Казань