Войти в почту

10 фильмов Каннского кинофестиваля

Выбор Андрея Карташова и Ксении Рождественской 17 мая открывается 70-й Каннский кинофестиваль, главный в мире ежегодный смотр авторского кино. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных программ фестиваля основной конкурс Нелюбовь режиссер Андрей Звягинцев В этом году в программе Каннского фестиваля три фильма, имеющих отношение к России,-- работы Андрея Звягинцева и Сергея Лозницы в основном конкурсе и дебют ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова в программе "Особый взгляд" (подробнее о фильме "Теснота" см. стр. ХХХ). Звягинцев утверждает, что его новая работа вдохновлена Ингмаром Бергманом, много и подробно исследовавшим динамику супружеских отношений. Это замечательный образец для подражания, хотя Бергман, конечно, никогда бы не снял фильм под названием "Нелюбовь". Стиль великого шведа всегда был сдержанным и непретенциозным -- чего не скажешь о манере Звягинцева, склонного к громким словам и широким обобщениям. Сюжет повествует о семейной паре в кризисе и их сыне, который сбегает из дома. Режиссер обещает, что в фильме будет над чем прослезиться, и это немного настораживает. Но в Канне за последние годы показывали два фильма под названием "Любовь", и один из них даже победил, так что нет причин думать, что у Звягинцева нет на это шанса. Тем более что после успеха "Левиафана" (в 2014-м получившего в Канне приз за сценарий) он самый востребованный за рубежом российский кинорежиссер. Роковое искушение режиссер София Коппола В разгар Гражданской войны в США солдата-северянина, раненого и отставшего от полка, подбирают в лесу где-то в Миссисипи обитательницы местного пансиона для благородных девиц. Причина такой сердобольности по отношению к врагу -- не только знаменитое южное гостеприимство. Таков был сюжет фильма Дона Сигела с Клинтом Иствудом в главной роли, вышедшего 46 лет назад; теперь новую версию сняла София Коппола. В большинстве случаев ремейкам не удается превзойти оригинал, но патологический сюжет о дьяволицах ангельского образа (Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фэннинг) -- естественный для Софии Копполы материал. Пошлое заглавие, которым картину наградили российские прокатчики, не должно ввести зрителя в заблуждение. На следующий день режиссер Хон Сансу Кореец Хон Сансу обычно снимает по фильму или по два в год, но в 2017-м у него уже готово три картины. "Ночью на пляже одна" показывали на Берлинском фестивале, а в Канне у режиссера пройдет сразу две премьеры -- случай почти невероятный. Впрочем, работы Хона дешевы и просты в производстве. Все его сюжеты -- об отношениях нескольких персонажей в довольно обычных обстоятельствах. Значительную часть действия занимают разговоры и посиделки в кабаках. События незатейливо следуют друг за другом -- но потом вдруг миры начинают двоиться и сворачиваться во временные петли. Что-то подобное мы наверняка увидим и в "На следующий день", и в "Камере Клер" (вне конкурса): о фильмах пока мало что известно, кроме актрис в главных ролях (соответственно корейская звезда Ким Мин Хи и Изабель Юппер). Истории семьи Майровиц режиссер Ноа Баумбах В каннской программе нечасто можно увидеть фильм, где главные роли исполняют Адам Сэндлер и Бен Стиллер. Для того чтобы это произошло, потребовалось пригласить в конкурс нью-йоркского режиссера Ноа Баумбаха, никогда раньше не представлявшего свои работы на набережной Круазетт. Баумбах -- главный бытописатель современной городской интеллигенции: его фильм "Милая Фрэнсис" (2012) стал самым точным портретом поколения миллениалов. Новый фильм -- о героях постарше (помимо Сэндлера и Стиллера здесь играют Дастин Хоффман и Эмма Томпсон) и, похоже, в вуди-алленовской традиции балансирует на грани еврейского анекдота. Речь пойдет о родственниках, собравшихся в Нью-Йорке на торжество в честь семейного патриарха. Убийство священного оленя режиссер Йоргос Лантимос В каждом своем фильме грек Йоргос Лантимос описывает обычный мир, в котором что-то сломалось, и смотрит, к чему приведет отсутствие этой важной детали. Например, что будет с людьми, если они не будут знать, как устроена цивилизация ("Клык", 2009), или если они неправильно поймут, что такое любовь ("Лобстер", 2015). "Убийство священного оленя" -- еще один социальный эксперимент антиутописта и еще один фильм Лантимоса с Колином Фарреллом, причем, по словам Фаррелла, этот психологический триллер будет "даже страннее, чем "Лобстер"". Фаррелл играет здесь гениального хирурга, Николь Кидман -- его жену, и их мир тоже сломается -- каким-то снова удивительным образом. Пока что "Олень" находится на первом месте в рейтинге ожидания французских критиков. Хеппи-энд режиссер Михаэль Ханеке Австриец Михаэль Ханеке -- гений отчужденности, выдающийся экспериментатор над природой кино и чувствами зрителей, представляет в Канне фильм под ехидным названием "Хеппи-энд" -- о современной буржуазной семье, которая не интересуется, чем живет "большой" мир. В частности, их не волнует общеевропейская проблема беженцев. Режиссер получал "Золотую пальмовую ветвь" дважды -- в 2009 году за "Белую ленту", притчу о зарождении фашизма, и за камерную драму "Любовь" в 2012-м. В "Хеппи-энде", как и в "Любви", сыграли Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян. Критики заранее решили, что третья "ветвь" Ханеке не светит -- в истории фестиваля еще не было троекратных победителей. Но у фильмов Ханеке своя математика. Окча режиссер Пон Чун Хо Южнокорейского режиссера Пон Чун Хо любят за дисфункциональное фэнтези "Вторжение динозавра" (2006), уважают за детектив о безумии "Мать" (2009) и обожают за постапокалиптический триллер "Сквозь снег" (2013), самый странный фильм с Тильдой Суинтон. Суинтон сыграла и в "Окче" -- истории об огромном добром существе, которое надо спасти от злой корпорации. Как "Вторжение динозавра" казалось фильмом о гигантском водном ящере, а на деле рассказывало об американской политике в Южной Корее, так и "Окча" -- совсем не детская сказка. "На самом деле это история о капитализме",-- предупреждает режиссер. На самом деле тебя тут никогда не было режиссер Линн Рэмси Шотландка Линн Рэмси известна в первую очередь по темному семейному триллеру "Что-то не так с Кевином" (2011), одному из самых страшных фильмов о материнстве. Новый ее фильм рассказывает о ветеране войны (Хоакин Феникс), который занят спасением женщин -- жертв секс-трафика. Спасение очередной жертвы приводит к "урагану насилия". Рэмси начинала как фотограф, и в ее фильмах это очень видно: крупные планы всегда выверенны и энергичны, как будто у героев уже не будет возможности пошевелиться. По словам режиссера, кино должно исследовать "территорию снов" -- этим Рэмси и занята, с поправкой на то, что сны, которые ее интересуют,-- это кошмары. программа «Особый взгляд» Барбара режиссер Матье Амальрик В основном конкурсе этого года три французских режиссера -- и ни один из них не выглядит серьезным кандидатом на призы (хотя фильм о молодом Жан-Люке Годаре с Луи Гаррелем в главной роли заранее претендует на статус главного анекдота программы). Больше интригуют французы в независимой программе "Двухнедельник режиссеров" и "Особом взгляде", втором по значимости конкурсе. Здесь новый фильм представит Матье Амальрик -- актер-харизматик, для которого "Барбара" стала третьей режиссерской работой. Он собирался снимать фильм о французской певице 1970-х, известной под именем Барбара, но в результате усложнил задачу, превратив картину в кино о кино: по сюжету актриса (Жанна Балибар) и режиссер (сам Амальрик) готовятся к съемкам байопика. вне конкурса Напалм режиссер Клод Ланцман Ланцман -- классик документального кино, автор "Шоа" (1985), девятичасового свидетельства о Холокосте, не однажды названного лучшим документальным фильмом всех времен. Сам автор, между прочим, терпеть не может, когда "Шоа" называют документальным фильмом. "Напалм" снимался в Северной Корее. У 91-летнего режиссера особые отношения с этой страной, поэтому фильм может оказаться совершенно неожиданным. Во всяком случае, в мемуарах Ланцман рассказывал, что в 1955 году в Корее он полюбил медсестру, с которой провел удивительный день. Он не знал ни слова по-корейски -- и из того, что она ему говорила, понял лишь одно: когда она сняла блузку и он увидел шрам от ожога у нее под грудью, она произнесла: "Напалм".