Войти в почту

Большое кино не о Большом

Корреспонденты «ОГ» одними из первых побывали на премьере «Большого». Долгожданная картина об изнанке русского балета получилась неоднозначной, но оттого не менее зрелищной. Большие ожидания За последнее время в России сняли сразу три крупных фильма о балете. Первый — Анны Матисон «После тебя» в главной роли с Сергеем Безруковым, второй — уже скандально известная «Матильда» о балерине Кшесинской Учителя, которая ещё только готовится к прокату, и, наконец, фильм Тодоровского. Та же история с российским кино о космосе — в этом году даже пришлось развести две картины на полгода в прокате, чтобы не перенасытить зрителя. Наши кинематографисты решили вспомнить о том, чем наша страна должна гордиться, где мы были и в некоторой степени остаёмся впереди планеты всей. А русский балет — завораживающее словосочетание, которое, по сей день заставляет иностранцев рукоплескать и ехать в Россию, чтобы увидеть его своими глазами в Большом. И именно закулисье Большого театра, овеянное интригами и скандалами, закулисье, в котором кровавые пуанты, бесконечное оттачивание грациозных движений, и, конечно, борьба за главные партии. Вот что ожидает увидеть зритель, собираясь смотреть картину Валерия Тодоровского. Всё это дано в «Большом» лишь пунктиром. Режиссёр же делает ставку на историю о гадком утёнке из маленького провинциального городка — девочке, которая должна вырваться из его оков и уже в столице под мерцающим светом софитов превратиться в лебедя. Романист балета Валерий Тодоровский (наверное, это гены) снимает кино очень ёмко и плотно. Уже не в первый раз кинокритики и зрители соотносят его фильмы с романным повествованием — большие, содержательные, многослойные. Не исключение и «Большой». И если вас попросят с ходу пересказать сюжет фильма — это будет трудно, так как их в нём сразу несколько, и до конца вообще-то не понятно, какой из них главный. Главная героиня — Юля Ольшанская — девочка из Шахтёрска, при помощи бывшего (а ныне беспробудно пьющего) солиста Большого (Александр Домогаров) попадает в столичное балетное училище, где властвует пожилая балерина Галина Белецкая, в прекрасном исполнении Алисы Фрейндлих. Дальше фильм развивается по законам жанрового кино: сложное обучение, неурядицы, тревоги. Нужно ли смотреть картину профессионалам и тем, кто насмотрен в балете? Да. Во-первых, хотя бы потому, что в главных ролях — не драматические актрисы (как Натали Портман и Мила Кунис в «Чёрном лебеде» у Аранофски). Это настоящие балерины — прима Варшавского театра оперы и балета Маргарита Симонова, которая идеально подошла на роль бунтарки из провинции, и Анна Исаева, выпускница Московской академии хореографии, сыгравшая подающую надежду танцовщицу из богатой семьи. Обе — дебютантки в кино. И тут хвала режиссёру, который разглядел в них актрис и сумел раскрыть. А, во-вторых, Тодоровского как романиста интересует всё до мельчайших деталей, и от них он явно получает удовольствие, которое невольно передаётся зрителям. Слух ласкают французские танцевальные термины, взгляд — изящные изгибы тел молодых балерин. Балет у него — это действительно целая жизнь со своими законами, правилами, сленгом. И в передаче этого мира режиссёру удалось избежать главного — наигранности и фальши. Прожевать непросто …Но не удалось до конца уйти от стереотипов. Они не столько театральные, сколько общероссийские. Родина главной героини — провинциальный Шахтёрск — показан слишком черно: тут вам и отец алкоголик, и задержки зарплат, и дискотека под «Руки вверх», и стриптиз-бар с немолодыми работницами. С другой стороны — столица, ломающая жизни и судьбы. «Кому ты нужен здесь? Тут таких, как ты», — доносит Юля своему брату, который захотел переехать в Москву. Да и кульминация фильма, так же как и балет, близка русской душе. Ольшанская жертвует своей карьерой ради помощи близким. Тут уже невольно на ум приходит Достоевский. Все эти сюжетные линии превращают «Большой» в многослойный пирог, который легко откусить, но непросто прожевать. Тодоровский не настаивает ни на одной из них. В конечном счёте всё сводится к общему знаменателю и предсказуемому хеппи-энду, но вопросы остаются. Возможно, дело в том, что это первый полнометражный фильм Тодоровского без малого за 9 лет. До этого он был сконцентрирован на сериалах — снял «Оттепель», успешно продюссировал другие проекты. Наверное, поэтому и «Большой» хочется поделить на две, а то и три серии — картина явно затянута. Балетной лёгкости ей явно не достаёт. Впрочем, всё как в реальной жизни. Интересные факты: Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич, дочь известного режиссёра Сергея Соловьёва и актрисы Татьяны Друбич В фильме снимается звезда французского балета Николя Ле Риш. Его роль Тодоровский также предлагал Михаилу Барышникову. Артист сценарий не отверг, но на съёмки в Россию ехать отказался Опубликовано в №82 от 12.05.2017

Большое кино не о Большом
© Областная газета