Войти в почту

Нужно ли проявлять гуманность к бандитам?

Фильм «Место встречи изменить нельзя» стал классикой советского кино — не такой уж частый случай для детективного боевика. Кстати, самим своим существованием опровергающим недовольное бормотанье о том, что в СССР снимали только песни с плясками (это же не Болливуд, в конце концов, хотя и там, бывает другое кино). О легендарной картине вспоминает постоянный автор ИА REGNUM Дарья Алексеева. Своей непрерывной популярностью «Место встречи» обязано не какому-то одному условию, типа лихого сюжета или звезды в главной роли. Хотя там есть и одно, и другое, и многое еще, делающее фильм всенародно любимым. Но вопрос, чья же позиция вернее — Жеглова или Шарапова — нет-нет, да и возникает при обсуждении этой ленты. Шарапов, как мы помним, представляет условно либеральную, правозащитную (в хорошем смысле) точку зрения. Жеглова в таком противопоставлении современные псведолибералы назвали бы в лучшем случае совком из рода кровавой гэбни, хотя, например, исполнитель роли Шарапова, Владимир Конкин, вообще не считал, что эти два героя — антагонисты. И тем не менее, это не снимает фундаментального нравственного вопроса, заявленного в фильме: допустимы ли в борьбе с преступниками нечистоплотные средства? Может, нельзя до их уровня опускаться, и надо действовать строго по закону, не обходя его там, где можно обойти, чтобы прихватить за шиворот бандита? Если вспомнить, во что обходилось деятельность условной «Черной кошки» в тяжелые послевоенные годы, и во что обошлась стране ее победа в 90-е, то несомненно: истинно гуманна позиция героя Высоцкого. Многие в этом смогли убедиться своими глазами. Если в чем и можно посочувствовать опять-таки условному «Жеглову» — так это в том, что ему не дали додавить врагов окончательно. Выращивая воров в законе для поддержания каких-то границ в преступных коллективах, решая, таким образом, тактическую задачу, страна проиграла в стратегии, пропитавшись блатной идеологией и воровской романтикой. А идейные наследники гуманного и искреннего условного Шарапова, позднесоветские интеллигенты, исказив и изуродовав озвученное им понимание гуманизма, с радостью проводили эту искаженную идею в реальность. Но поскольку они, в отличие от него, не были фронтовиками, знавшими ценность человеческой жизни, то их выродившееся во вседозволенность «милосердие» обернулось чудовищной трагедией. Подробнее о фильме читайте здесь: «Место встречи изменить нельзя»… Да и не хочется Другие материалы Дарьи Алексеевой по взаимоотношению общества и его культуры.

Нужно ли проявлять гуманность к бандитам?
© ИА Regnum