Войти в почту

«Мы с Федорченко два человека, у которых очень хороший слух»

Вчера на 39-м Московском международном кинофестивале в специальной программе «Октябрь в «Октябре» прошёл показ фильма Алексея Федорченко «Ангелы революции». Оператором-постановщиком картины выступил Шандор БЕРКЕШИ. Вместе с уральским режиссёром получил несколько престижных призов. «ОГ» пообщалась с известным оператором и узнала, как ему работается с Алексеем Федорченко. – Шандор Ласлович, насколько знаю, вы частый гость нашего города. Чем вас привлекает Екатеринбург? – Город может нравиться и не нравиться из-за людей, которые тебя в нём встречают. Екатеринбург для меня уже родной. Здесь живёт много близких мне людей. В Екатеринбурге самое шикарное – не ваша архитектура, а люди. Вообще я снял тут три картины. После Москвы – это второй по посещаемости город для меня. — Последний раз вы были в Екатеринбурге на фестивале документального кино «Россия». По вашим словам, вы не очень любите бывать в жюри кинофестивалей. Почему согласились на «Россию»? — Как-то два раза я входил в состав жюри студенческих фестивалей, но потом сказал, что никогда больше этого не буду делать. Для меня это была страшная катастрофа. Молодые работают на полную отдачу и наносить им травму я не хочу. У меня один приз, а я вижу десять достойных работ. Я должен разорваться? Молодые, и это правильно, они должны поражать.Я согласился на «Россию», потому что мне очень нравится документальное кино . Оно «выносит», если можно так сказать, тебе мозг и сердце. В художественном кино мы же все обманщики. Есть сценарий, образ, сцена. А в документальном кино всё честно. Смотришь эти фильмы и понимаешь: да у меня всё нормально в жизни! – С Алексеем Федорченко вы сняли три картины. Как вам с ним работается? – А я с Федорченко не работаю. Это похоже на что-то другое, но этот процесс нельзя назвать работой. Это очень лёгкое чувство. На самом деле, есть у меня список «комфортных» режиссёров. Федорченко там занимает главное место. Я рад, что встретил его. Мне важно испытывать с человеком какую-то психологическую близость, чтобы достичь максимального комфорта. Лёша как раз такой. Кстати, на фильме «Небесные жёны луговых мари» знаете, как нас прозвали молодые ребята-помощники? Два по 150. Ну, это, конечно, шутка (смеётся). Мы просто ходили два типа таких серьёзных дядьки. – Не обиделись за такое на них? – Да нет. Молодые, хоть и дерзкие, но зато снимают хорошо. Я вообще в этом плане спокоен за будущее операторской школы в России. Понимание профессии приходит чуть позже, но до этого обязательно человек должен перебеситься. Это процесс, который нельзя в себе останавливать. Человек должен совершенствоваться. Если в тебе что-то горит, то молодым можно оставаться хоть до ста лет. Мне уже за 50 лет, а чувствую себя 20-летним мальчиком. Иногда такое могу отчебучить! Ребята должны ошибаться, спорить, мучиться – это молодость. А нам иногда нужно учиться у молодых. – Режиссёры часто вмешиваются в работу оператора. Федорченко – не такой? – Я прихожу к нему на площадку, и мне не нужно думать, что я буду снимать. В голове у меня уже есть картинка готового фильма. Я уже её снял и только работаю над нюансами. Он мне говорит, я его слушаю, я говорю – он слушает. Мы – два человека, у которых очень хороший слух. И очень важно, когда тебе доверяют. – Будете работать с Алексеем на новом проекте? – Этого вам даже такой болтун, как я, не расскажу. Досье «ОГ» Шандор Беркеши родился в 1963 году. В 1995 году окончил ВГИК. Работал с Борисом Хлебниковым, Кареном Шахназаровым и другими. За работу над фильмом «Небесные жёны луговых мари» (2012) получил на «Кинотавре» приз «За лучшую операторскую работу», а также спецприз Международного кинофестиваля «Зеркало». Опубликовано в №114 от 28.06.2017

«Мы с Федорченко два человека, у которых очень хороший слух»
© Областная газета