Ещё

Музыка — укрытие от невзгод 

Фото: Каспийские новости

Те, кто ее знает, говорят, что на ее энергии можно построить электростанцию. Насчет промышленных объектов не знаю, но 16 лет назад Наталья Борисовна Фомичева создала благотворительный фонд, единственной целью которого был сбор средств на ремонт короля инструментов, как еще называют орган, установленный в Большом зале Астраханской государственной консерватории. Акция в поддержку инструмента объединила очень многих астраханцев, разных по статусу, жизненному опыту, материальному положению. Думаю, сравнение с электростанцией пошло именно от этой «национальной идеи».

Люди, подобные Фомичевой, встречаются нечасто. А жаль. Будь таких большинство — давно бы жили по-другому.

Каспийские новости: Давайте с тех давних событий и начнем, Наталья Борисовна. Как возникла идея создания фонда? Почему ремонтом органа озаботились именно вы?

Наталья Фомичева: Сначала пришла любовь к этому инструменту. Кажется, что я случайно села за орган, хотя ничего случайного в жизни не бывает. И если судить по этому шестнадцатилетнему пути нашего Фонда — так оно и есть. А тогда, помню, консерватория готовилась к своему 25-летию, и я аккомпанировала студенческому хору. Пели Фестивальный TE DEUM Бенджамина Бриттена, предназначенного для хора и органа, и профессор Власенко мне предложила попробовать аккомпанировать на органе. Как-то это у меня, пианистки получилось: клавиши одинаковые. Но когда я прикоснулась к клавишам органа, когда я услышала эти волшебные звуки, я поняла, что хочу играть на нем. Это была любовь с первого взгляда. Но освоила я его не сразу. сидела по восемь часов за органом, учила своего любимого Баха, забывая о времени. О времени напоминала только спина: ее сковывало от долгих занятий. Тогда только я шла домой.

Приехал с концертом в Астрахань ректор Казанской консерватории, заслуженный артист России органист Рубин Кабирович Абдуллин, которому я ассистировала, и упросила его прослушать меня. Боже мой! Он сел слушать, и я включила весь орган на полную мощность — мне казалось, именно таким должно быть органное звучание. Бедный Рубин Кабирович! Он вытерпел. Ну, а потом предложил мне стажировку в Казани. В 42 года я стала осваивать специальность органиста. Обучение мое проходило по статье «подготовка юных дарований», что служило поводом для постоянных шуток. Серьезной здесь была все более сильная моя увлеченность органом.

Так что кому же, как не мне, было озаботиться ремонтом органа? Когда на нем играешь, то понимаешь, что с ним что-то не так. Ему требовался ремонт, мне сказали: ну, давай, ищи средства. А как? Тогда мне подсказали: создать фонд. Вот, собственно, и вся история.

Каспийские новости: То есть фонд создавался с единственной целью — собрать средства на ремонт? А что же продлило его жизнь?

Наталья Фомичева: Шестнадцать лет назад я тоже думала, что только для ремонта. Хотя мы серьезно подошли к открытию фонда: создали попечительский совет, в который вошли уважаемые люди, написали Устав. Все было серьезно. И прозрачно. Все средства были на виду. Люди нам верили. Благодаря поддержке астраханцев мы собрали очень серьезную сумму — более 800 тысяч рублей. А всего требовалось 2, 5 миллиона. Остальные средства выделило министерство культуры Российской Федерации, поддержав культурный порыв астраханцев.

Я столько хороших и неравнодушных людей открыла для себя! Помогали и губернатор Анатолий Петрович Гужвин, Царствие ему небесное, и руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Борисович Клыканов, который участвовал в организации VIP-концерта с дорогими билетами, Астраханская Епархия, предприниматели, журналисты. Это была народная акция. Не было равнодушных. О сборе средств так много рассказывали по всем телевизионным каналам, по радио, писали в газетах, что даже на базаре, где я покупала овощи, меня спрашивали: как идут дела, как продвигается ремонт.

Ремонтировали орган чешские мастера фирмы-изготовителя Ригер Клосс. А потом, когда ремонт закончился, фонд не мог просто так исчезнуть. Это же не фирма-однодневка, у которой другие цели. Мы начали проводить концерты. Собственно, концерты шли, когда мы собирали деньги на ремонт — мы не просили, мы зарабатывали.

А после ремонта вышли на другой уровень организации концертов: стали приглашать ярких музыкантов российской и зарубежной сцены, не только органистов. К нам приезжали, потому что фонд уже зарекомендовал себя высоким уровнем концертов. Неожиданным открытием стали концерты, которые мы условно назвали: «Орган плюс» — плюс голос, плюс саксофон, плюс дудук, плюс скрипка.

Потом возникла идея детских концертов, они проходят в рождественские дни вот уже десять лет. Какие звездочки выступали вместе с органом! Началось все с десятилетнего Кости Склярова, победителя международного конкурса имени Елены Образцовой. А дальше эстафету подхватили другие юные музыканты, которым участие в наших концертах давало возможность проявить и проверить себя. Эти концерты очень трогательны. Их больше всего любят астраханские слушатели.

Каспийские новости: А почему вы выступаете в католическом храме, а не в консерватории?

Наталья Фомичева: Мы выступаем на двух площадках. Но так случилось, что концерты в костеле оказались востребованнее: там, в намоленном месте, музыка звучит по-другому. Это не выдумки. Лично у меня ощущение, что я там просто у себя дома.

А вот два Пасхальных концерта при поддержке компании Лукойл прошли в Большом зале консерватории, об этом просили наши благотворители.

Каспийские новости: О концертах, которые проходят под эгидой вашего фонда, так и говорят: штучные. А как вы зазываете звезд? Что их привлекает?

Наталья Фомичева: Не гонорар точно. Получают за выступление они весьма скромные деньги. Что заставляет? Музыка, которой все мы служим. Выступая на какой-то другой сцене, они получают больше. Но если соглашаются выступать у нас, то что-то значит для них больше, чем деньги.

Замечательная Анна Викторова, певица с потрясающим меццо-сопрано, прилетала на наши концерты в перерывах стажировки в Ла Скала. Со скрипачом Владимиром Шмуленсоном мы вместе учились в консерватории, он не первый раз откликается на мою просьбу. С московской скрипачкой Натальей Вишневской нас связывает давняя дружба.

Только что прошедшие два концерта солистки Сочинской филармонии Екатерины Богачевой, думаю, это ее благодарность фонду, который открыл ее астраханцам. Я услышала ее в Сочи, пригласила в Астрахань, здесь завязались ее отношения с Театром оперы и балета, но и в наших концертах она выступает с удовольствием. Это потрясающий голос, певица мирового уровня.

Каспийские новости: Сезон органных концертов завершился. Что ждет астраханцев в будущем?

Наталья Фомичева: Не буду пока ничего говорить, мы только строим планы и совмещаем графики с музыкантами. Хотим, чтобы на наших концертах было как можно больше людей из глубинки. Очень трогательно, когда они приезжают на концерт органной музыки, даже не представляя, что это такое, как она может перевернуть душу. Но это сопряжено с определенными организационными трудностями. Возможно, благодаря министерству социального развития они разрешатся. Вспоминаю, как на наши концерты приезжали дети из Лиманского района — спасибо компании СОГАЗ, который помогал с автобусами. Дети заходили на концерт со второй обувью. Такое было благоговение.

К музыке только так и можно относиться за то, что она радует, восхищает, волнует и спасает нас от невзгод.

Марина Паренская

Фото из архива Натальи Фомичевой

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео